Гвидо Рени
Гвидо Рени (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини.
Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника.
После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала Гвидо Рени помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра» (1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет «Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья, Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из римской церкви Санта Мария дель Пополо. В этих работах художник прежде всего акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо, голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612, Болонья, Пинакотека).
Рени Смерть Екатерины Александрийской. Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.