Оно Бакуфу
Оно Бакуфу родился в 1888 году в Токио, умер в 1976 году. Был почетным членом Академии изящных искусств префектуры Хего.
Широкую известность принесла этому мастеру, тонко чувствующему красоту природы, серия гравюр по дереву «Собрание картин известных японских рыб». В календаре ТИНРО-Центра представлено семь репродукций. Всего же серия вмещает более 70 работ талантливого художника, созданных с 1937 по 1944 годы. Но даже по немногим работам, радующим глаз своей утонченной изысканностью, можно судить об оригинальной технике этих произведений искусства.
Стиль Оно Бакуфу не вписывается ни в одно из двух основных направлений производства гравюр по дереву «Shin hanga” и “Sosaku hanga”, существовавших в Японии в первой половине XX века. Его можно охарактеризовать как «потерянный во времени и пространстве». Под руководством художника умелые резчики по дереву и печатники трудились над эстампами, используя картины и эскизы, посвященные жизни рыб.
Издателем Оно Бакуфу, как правило, был Ханга-Ин из Киото. Киотские издатели не практиковали ориентированный на экспорт стиль токийских издателей (один из ведущих Ватанабэ Шозабуро). Их стиль более консервативен с небольшой примесью модернизма.
Отличительной особенностью гравюр Оно Бакуфу является их «эфирное» качество. При беглом взгляде гравюры можно принять за акварель. Эти изображения не являются графикой в обычном смысле, им присуще высокое качество форм. Техника создания гравюр по дереву непроста, довести же ее до такого уровня мастерства — настоящее искусство. Исключительное внимание к деталям, грамотное использование традиционного японского метода печати «уние-э», что означает «плавающий мир искусства», кропотливая ручная работа с использованием слюды... Художник рисует изображение на японской бумаге, которая затем приклеивается лицевой стороной вниз на вишневую доску (так называемый ключевой блок). Для нанесения на ключевой блок различных цветов изготавливаются небольшие дополнительные деревянные блоки. На каждый из таких блоков наносится определенный цвет посредством пропитанной тушью специальной бумаги, а на ключевом блоке вырезается соответствующий фрагмент эскиза. Этот трудоемкий и длительный процесс повторяется от 150 до 200 раз. Таким образом на ключевой блок наносится фрагмент за фрагментом эскиза, происходит последовательное наложение цветов. В результате получается один эстамп. Все это делает каждую гравюру похожей на картину.
Несомненно, Оно Бакуфу обладал цепкой зрительной памятью и наблюдательностью. Ведь его эскизы рождались после погружений на десятиметровую глубину в подводный мир. Здесь, в маленькой подводной лодке, он любовался многочисленными рыбами, дефилирующими в луче света. Вглядитесь в эти полотна, и вы увидите прекрасный подводный мир глазами Оно Бакуфу...
[реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]