Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Импрессионизм » Импрессионизм


Импрессионизм

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Импрессионизм



Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века, представители которого стремились наиболее естественно и не предвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Auguste_Renoir_-_La_Grenouill%C3%A8re.jpg
Огюст Ренуар. Лягушатник, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

История

Импрессионисты — пионеры и основоположники современного искусства. Они сделали решающий шаг к индивидуализации художественного процесса, освобождения от каких-либо канонов и общих правил, хотя этот шаг никогда не был сознательной задачей кого-либо из них. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Главное достижение импрессионизма в живописи -художественное исследование поведения цвета в атмосфере, взаимодействия цвета и света. Хорошо освещённый солнцем предмет, как правило, ярче, чем тот же предмет при комнатном освещении. Вот почему в картинах импрессионистов появились яркие цвета. По большому счёту, они вернули в живопись яркий цвет, считавшийся со времён классицизма, как правило, признаком вульгарности, лубочности и неумения профессионально работать с оттенками разных цветов. Правда, задолго до импрессионистов большие пространства открытого, интенсивного яркого цвета уже применялись в фресковой живописи, особенно при росписи потолков церквей. Но это была не станковая живопись, и к тому же употребление интенсивного цвета в фресках было визуально оправданно большим расстоянием от глаз зрителей до произведения, и поэтому не считалось ломкой существующих канонов. К тому же цвет в фресках в принципе не мог сочетаться с светом, как на картинах импрессионистов, из-за самого материала, на котором писались фрески. На штукатурке объективно невозможно передать те же эффекты, что и на холсте.

Импрессионизм называют движением возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. Это было течение, которое расширило не столько живописные возможности искусства (на этот счёт есть самые разные мнения), сколько рамки того, что стало в искусстве допустимым. Импрессионизм внёс абсолютное доверие субъективному видению художника, его индивидуальности. Эти два пути : возврат к природе и индивидуализация самого процесса восприятия в искусстве питают европейское искусство до сих пор, особенно на уровне обычных, не рейтинговых художников, перед которыми не стоит задача подчиниться законам рынка.

0

2

Истоки

Далёкие предшественники импрессионизма — уже художники Древней Греции и Рима, например, мастера т. н. «фаюмского портрета», I-IV вв. н. э. В эпоху Возрождения живописцы, как Франческа, Тициан, Веронезе, Лотто и Тинторетто решали сходные с импрессионизмом свето-цветовые проблемы и вырабатывали своеобразную импровизационную технику. В Голландии предтечей импрессионизма был Франс Халс; работы Яна Вермеера Делфтского по своей технике и особому вниманию к свето-цветовым проблемам ещё ближе к импрессионизму; этот художник был заново открыт, благодаря импрессионистам. Работы двух испанских классиков XVII века — Диего Веласкеса и Эль Греко имеют тот же импрессионистический потенциал.

В конце XVIII и в начале XIX века в Англии бурно развивается искусство пейзажа, в масляной и акварельной техниках, и такие живописцы, как Уильям Тёрнер и Джон Констебл внесли существенный вклад в будущее торжество пленэрной и динамичной живописи. В самой Франции не только пейзажисты «барбизонской школы», но так же Эжен Делакруа и Гюстав Курбе открывают дорогу новым тенденциям.

Факторы, как появление и становление фотографии, увлечение японским искусством, а также — современностью, своей эпохой, сыграли свою важную роль. В фотографии — ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план… Что касается японских мэтров, как Кацусика Хокусай, Хиросигэ, Утамаро, они прямо повлияли на живопись Эдуара Мане, Клода Моне и Эдгара Дега.

Эволюция

Начало поисков импрессионистов относится к 1860 гг. В 1869 г. в Буживале К. Моне и О.Ренуар открывают спонтанно принцип разделения цветов в атмосфере, который станет основой революции в технике живописи.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 г. дал рождение термину «импрессионизм»: враждебный критик для смеха обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился и потерял свой первоначальный отрицательный смысл.

У импрессионистов не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль; цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов; цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других.

В стиле импрессионизма писали Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо. Американская ветвь импрессионизма включает таких художников, как Джон Сингер Сарджент и Альфред Морер. Особым уважением французских импрессионистов пользовался американский художник Джеймс Уистлер. В выставках импрессионистов иногда участвовали О. Редон, Ж. Сёра; пейзажи в духе импрессионизма писал и К. Малевич. Что касается Э. Мане, он не участвовал в выставках импрессионистов и редко писал с натуры; в его палитре сохранялись традиционные чёрные и серые цветовые тона. Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра — это уже реакция против импрессионизма. В точном смысле этого термина представителями движения были Моне, Ренуар, Сислей и Б. Моризо.

0

3

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/Claude_Monet%2C_Impression%2C_soleil_levant%2C_1872.jpg
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872, музей Мармоттан, Париж

0

4

Влияние на живопись и искусство

Импрессионизм, несмотря на свою кратковременность (периодические выставки импрессионистов продолжались до 1886 г.; всего было восемь выставок), является одним из кульминационных моментов кризиса между новой эстетикой и традиционными вкусами, между новаторами и академистами, между официальным искусством и нонконформизмом, — говоря современным языком.

Импрессионизм часто называют последним крупным европейским стилем в живописи. Это не совсем так, потому что экспрессионизм и сюрреализм получили в итоге не менее широкое распространение в среде живописцев, а абстракционизм оказался настолько плодотворен в скульптуре и архитектуре, что абстракционизм в живописи оказался слитым с скульптурой и архитектурой в некий единый монументальный стиль, по своей мощи, монументальной и выразительной лаконичности форм не уступающий классике. Но значение импрессионизма, в отличие от других стилей, не сводится к самим признакам импрессионизма, как стиля. Это значение намного глубже и шире, потому что импрессионизм ознаменовал в европейском искусстве окончательное освобождение от канонов, обязательных для всех. Импрессионизм начал глобальный процесс превращения объективных художественных критериев в индивидуальное толкование и содержания, и формы произведения искусства. Этот процесс, крайне противоречивый, неоднозначный и сложный, продолжается до сих пор. С одной стороны, появилась возможность свободно, ни с чем не считаясь, выражать свою индивидуальность в живописи и других видах искусства. С другой, критерии качества художественного произведения оказались в итоге настолько размытыми, что, по сути, качество стало определяться только одним : рыночной ценой данного произведения на данный момент. Это привело к тому, что рынок произведений искусства стал формироваться не профессиональными экспертами, а профессиональными маркетологами, выстраивающими работу с продвижением произведений искусства точно так же, как с любым другим видом потребительских товаров. Резко снизились профессиональные требования к представителям изобразительных искусств, упало значение школы, профессионального обучения, сохранившись в основном в сфере промышленного дизайна, где любые эксперименты жёстко ограничены способностью массового потребителя воспринимать необычные подходы и формы.

Импрессионизм питал французскую живопись, вплоть до начала XX века и оказал существенное влияние на живопись других стран: США, Германии, Бельгии, Италии, Англии.

В России влияние импрессионизма испытали К. Коровин (наиболее близкий по своей эстетике к импрессионистам), ранний В. Серов, а также — И. Грабарь.

0

5

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d3/Degas-_La_classe_de_danse_1874.jpg
Дега. Танцкласс (1874), Музей Орсе, Париж

0

6

[реклама вместо картинки]
Ван Гог - Ветка цветущего миндаля, 1888

0

7

[реклама вместо картинки]
Ван Гог - Вечер в кафе, 1888

0

8

[реклама вместо картинки]
Камиль Писсарро - Бульвар Монмартр в Париже, 1897

0

9

[реклама вместо картинки]
Камиль Писсарро - Старый рынок в Руане, 1898

0

10

[реклама вместо картинки]
Клод Моне - Пруд с лилиями

0

11

[реклама вместо картинки]
Клод Моне - Осень

0

12

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Бал в Мулен де ла Галетт,1876

0

13

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Обнаженная девушка, 1887

0

14

[реклама вместо картинки]
Эдуард Мане - Весна (Жанна), 1881

0

15

[реклама вместо картинки]
Эдуард Мане - Любитель абсента, 1859

0

16

[реклама вместо картинки]
Эдуард Мане - В кабачке папаши Латюиля, 1879

0

17

[реклама вместо картинки]
Поль Гоген - Таитянский пейзаж, 1891

0

18

[реклама вместо картинки]
Ван Гог - Подсолнухи, 1888

0

19

[реклама вместо картинки]
Камиль Писсарро - Оперный проезд в Париже,1898

0

20

[реклама вместо картинки]
Клод Моне - После ланча, 1873-1876

0

21

[реклама вместо картинки]
Клод Моне - Свод скалы Этрет, 1883 г

0

22

[реклама вместо картинки]
Клод Моне - Снег в Аржантайле

0

23

[реклама вместо картинки]
Клод Моне - Этрет, закат, 1883

0

24

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Жанна Самари, 1877

0

25

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Завтрак гребцов, 1881

0

26

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Зонтики, 1881-1886

0

27

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Мост искусств в Париже, 1867

0

28

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Нагая женщина, сидящая на кушетке,1876

0

29

[реклама вместо картинки]
Огюст Ренуар - Новый мост, 1872 г

0

30

[реклама вместо картинки]
Эдуард Мане - Олимпия, 1863

0


Вы здесь » Уголок эстета » Импрессионизм » Импрессионизм


Создать форум. Создать магазин