Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Восточное искусство » Иранская живопись


Иранская живопись

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

http://artdosug.ru/wp-content/uploads/2008/11/alldayru_13-296x400.jpg

После окончания второй мировой войны иранская нация, чуть было не канувшая в небытие, начинает испытывать сильный пассионарный подъем, что не могло не отразиться на искусстве. Хотя иранские художники и в это время продолжали осваивать различные стили современной им западноевропейской живописи, однако именно после 40-х годов наполнение западных форм стало значительно более аутентичным.

Академическая форма западного реализма как наиболее консервативная и застывшая сменяется более модернистскими и абстракционистскими тенденциями. С некоторыми допущениями можно сказать, что т.н. "авангардизм" имеет значительно больше параллелей в традиционном искусстве всех стран мира, потому несет более универсальный и интернациональный характер. Наряду с модернизмом, продолжает развиваться и традиционный стиль, ведущий свое происхождение от книжных миниатюр, но нередко и он причудливо переплетается с авангардными тенденциями.

Процесс отхода от реалистической тенденции каджарского периода начался после смерти Камаль-оль-Молька (См. Искусство Ирана в эпоху правления династий Занд и Каджар) созданием небольшого кружка художников, стремящихся выработать современную национальную творческую концепцию. Оплотом новых течений в искусстве стал Художественный Колледж. Преподаватели, провозгласившие себя «новаторами, а не копиистами», начали обучать студентов манере, совершенно отличной от стиля Камаль-оль-Молька. Последователи мастера, почитаемого ранее за эталон иранской живописи, теперь критиковались за чрезмерную академичность.

+1

2

http://artdosug.ru/wp-content/uploads/2008/11/alldayru_19-314x400.jpg
В 1948 г. группа академически образованных художников – Джалиль Зьяпур, Джавoд Хамиди, Махмуд Джавадипур и др., образовали модернистскую группу «Общество Бойцовского Петуха». Модернисты вынуждены были бороться на двух фронтах: против влияния миниатюристов и учеников Камаль-оль-Молька и против предубеждения широкой публики. Среди осноположников иранского модернизма широко известны Мансуре Хосейни, Бехджат Садр.

В 1949г. с открытием галереи «Ападана» в Тегеране, в ней начали выставляться такие художники, как Маркос Григориан (родился в 1925г.). Григориан горячо поддерживал бурно развивавшийся в то время «стиль кахвехане», но его самого занимала совсем иная тема: вызженная пустыня, морщинистая, иссушенная солнцем земля и тайна, сокрытая в ней.

В это же время активно развивается символистическая живопись. Хотя символизм как школа появился в конце 19 века, символами и аллегориями искусство вообще, и живопись в частности, пользовались уже давно. Мир живописи – мир тайн и символов. В первую очередь это относится именно к иранскому искусству, символичному по самой своей сути. Иносказание является самой сутью Востока, иногда ошибочно принимается за двуличие. Традиционно художники Ирана не стремились к конкретике. Вместо этого они изображали фантастический мир, где материальные предметы обретали вечный космический смысл, духовный мир обращался к зрителю через цвет и его сочетания, через ритм композиции, через линию. Это духовное наследие обнаруживается в современной модернистской живописи Ирана.

+1

3

http://artdosug.ru/wp-content/uploads/2008/11/alldayru_11-316x400.jpg

+1

4

http://farhang.al-shia.ru/art/sovrem_1/jus_hoseini.jpg

0

5

http://farhang.al-shia.ru/art/sovrem_1/hamidi.jpg

0

6

Склонность иранских художников к модернизму – отчасти результат вечного стремления Востока избежать натурализма. Это направление возникло как реакция на чрезмерное увлечение натурализмом позднекаджарской живописи.

Развивается и традиционное искусство миниатюры (См. Классическая персидская миниатюра). В этом жанре работают такие известные иранские художники, как Фаршчиан, Акамири, Бадроссама, Сусанабади, Таджвиди, Мехреган. Традиции миниатюристов и каллиграфов оказали влияние на другие направления живописи. Так, например, на картине Юсуфа Хосейни можно обнаружить переплетение различных художественных стилей: манера наложения красок, изящность линий, палитра, мистическая условность окружающего мира контрастируют с обыденным видом юноши и девушки, их простой одеждой. Влияние жанра миниатюры прослеживается в творчестве Масуми, включает миниатюру в свои полотна Эйдин Агдашлу. Продолжает активно развиваться "искусство кахвехане"

0

7

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/561/58561648_8.jpg

0

8

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/28/27028192_pic_22.jpg

+1

9

http://www.wm-painting.ru/images/articles/VietnamArticles/a01.jpg

0

10

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/25/740/25740095_fcroad.jpg

+1

11

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/893/51893193_1259700597_3084327_7a20849f.jpg

0

12

http://www.kulturologia.ru/files/oleczka/Kamrooz_Aram/Kamrooz_Aram8.jpg

+1

13

http://www.kulturologia.ru/files/oleczka/Kamrooz_Aram/Kamrooz_Aram9.jpg

0

14

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3//41/799/41799655_1238414781_Makovskiy_Konstantin_Egorovich_1839__1915.jpg

0

15

http://crazy.werd.ru/uploads/posts/2009-09-03/1251963522_mjushhs-khb.jpg

0

16

http://www.gallery-carmin.ru/upload/iblock/723/0086.jpg

0

17

Осенняя Соната
Очень красиво!  :cool:

0

18

[реклама вместо картинки]
Иранская миниатюра

0

19

[реклама вместо картинки]

[реклама вместо картинки]
процесс рисования этой работы=))

0

20

[реклама вместо картинки]
Некий художник Махмуд

0

21

[реклама вместо картинки]

+1

22

[реклама вместо картинки]

0

23

[реклама вместо картинки]

0

24

[реклама вместо картинки]

0

25

Искусство Ирана в эпоху правления династий Занд и Каджар

(1750-1925)



[реклама вместо картинки]
Какаванди - Музыканты

Династия Каджар, правившая Персией с 1794 до 1925 г. не была прямым продолжением Сефевидской династии. Вторжение афганских Племен Чилзаев, занявших в 1722г. столицу Сефевидов Исфаган, кратковременное господство афганских ханов, развал сефевидской империи и империи Надир-шаха в последующие десятилетия повергло страну в период политического хаоса. За исключением времени правления династии Занд (1750-79), вся история Ирана 18 столетия – история племенных войн и феодальных усобиц, закончившихся коронацией Ака Мухаммад-Хана Каджара в 1796г. С этого момента начался период политической стабильности, приведшей к возрождению культурной и художественной жизни.

Зандский и каджарский период – переломный момент в развитии персидской живописи. В это время происходит постепенный переход от изысканного и пышного имперского искусства сефевидской эпохи к внешне более сдержанному и строгому стилю двадцатого века.

[реклама вместо картинки]
Неизвестный автор - Принц династии Занд

В зандский и каджарский период продолжает развиваться живопись маслом, впервые появившаяся в Иране в 17 веке, искусство росписи лаковых шкатулок и оформления книжных переплетов. Иллюстрированные исторические рукописи и портреты знатных особ выполнялись на заказ, подстраиваясь под вкусы и желания заказчиков. Хотя чрезмерное увлечение темными тонами придает миниатюре этого периода несколько мрачноватый оттенок, в искусстве начинает появлятся игра направленного света на объемных формах предметов, художники осваивают перспективу и анатомию, изображения людей становятся более реалистичными.

С конца 18 в. Иране укрепляет связи с европейскими державами, в страну начинает проникать западная культура, в знатных кругах входит в моду европейский стиль жизни, архитектура, предметы быта. Художники отправляются в Рим для изучения искусства западных стран. Так, например, Мирза Абульхасан-хан Гаффари, более известный как Сани-аль-Мольк, хорошо разбирался в европейских методах живописи. Несмотря на это, все же в его работах больше чувствуется влияние искусства миниатюры и художественного наследия Ирана (См. Классическая персидская миниатюра). Его современник Махмуд-Хан Саба, один из лучших иранских художников, находит художественный балланс между современным ему европейским стилем и глубокими традициями национальной живописи.


[реклама вместо картинки]
Неизвестный автор - Портрет танцовщицы

История развития персидского искусства 18-19 веков может быть разделено на три периода, начинающиеся правлением Карим-хана Занда (1750-79), Фатх-али шаха (1797-1834) и Насиреддин-шаха (1848-96)

В эпоху династии Занд Шираз стал не только столицей, но и центром художественного творчества. Занды активно застраивали Шираз, стремясь подражать шаху Исфагана Аббасу Сефеви. В городе возводились фортификационные сооружения, роскошные дворцы, мечети, общественные бани.

Карим-хан Занд покровительствовал художникам, в период его правления (1760-79) вновь начала развиваться сефевидская традиция монументальной живописи, находившаяся под влиянием европейского искусства.

Так же как и их предшественники, художники зандского периода работали во всех областях живописи – занимались монументальной живописью, фресками, писали маслом, эмалью, делали иллюстрации к рукописям, создавали миниатюры. К традиционным для сефевидского периода эмали и лаку добавилась акварель. Часто в миниатюры добавляли декоративные элементы, например, на портретах богатых и влиятельных особ их головные уборы и одежду украшали жемчугом и драгоценными камнями.

[реклама вместо картинки]
Мохаммад Садик - Влюбленная пара (1787)

В этот период в живописи появляются романтические любовные сюжеты, приоткрывающие запретный мир гаремов, любовных интриг. Впрочем, основной акцент делается не на попытке передать чувства или переживания персонажей, а на окружающей роскоши, пышной обстановке. Так на картине Мохаммада Садика "Влюбленная пара" в глаза в первую очередь бросаются богатые парчовые ткани, тщательно выписанные драгоценности, тяжелые занавеси, ковры.

[реклама вместо картинки]
Мохаммад Садик - Карим-хан с придворными

Карим-хан, который предпочел принять титул регента (вакиля), а не шаха, не требовал от живописцев пышно приукрашивать свои изображения. Портреты изображают его в неофициальной одежде, в скромной обстановке. Тон этих картин резко контрастирует с изображениями Фатх-али шаха, второго правителя династии Каджаров, и его придворных.

Раннее каджарское искусство старалось копировать манеры и стиль зандской живописи. Известно, что основатель династии Каджаров Ака Мухаммад-Хан украсил зал для ауденций в своем Тегеранском дворце картинами, вывезенными из дворца Зандов, а Мирза-Баба (один из придворных художников Карим-хана) становится главным живописцем при новой династии.

[реклама вместо картинки]
Неизвестный художник -Портрет Фатх-али шаха

Фатх-али шах Каджар восхищался древнеперсидским искусством, при нем возник так называемый «ново-сасанидский стиль», примеры которого встречаются в многочисленных барельефах, изображающих Фатх-али шаха в виде Хосрова. Самые известные из таких барельефов находятся в Чешме-йе Али, Таге-Бустан и возле Ворот Корана в Ширазе. К раннесасанидскому искусству обращался художник Мухаммад Давари Весаль (1822-1865), работая над эклектичными иллюстрациями к «Шахнаме» (закончены в 1855г.), другие живописцы брали за образец творчество Резы Аббаси и Муссавира. При Фатх-али шахе живопись обратилась к национальным традициям, но в то же самое время – конец 18 века – в Тегеранских дворцах начинает входить в моду европейский стиль. В это время создаются огромные фрески, изображающие правителя и его приближенных в пышных дворцовых интерьерах, портреты принцев, исторические сражения. Украшенные золотом и инкрустацией картины поражают зрителя тщательной, любовной прорисовкой мельчайших деталей богатых одежд правителей. Предпочтение отдается внешнему великолепию.

[реклама вместо картинки]
Новосасанидский рельеф в Рее. Фатх-али шах убивает льва


Развитие придворной живописи в 18-19 вв.:


[реклама вместо картинки]
Бахрам Наггош-баши - Портрет Надир-шаха (1743-44)

[реклама вместо картинки]
Неизвестный художник - Портрет Мухаммад-шаха (1840-е)

[реклама вместо картинки]
Мухаммад Исфагани

Взаимодействие традиционного и европейского стилей отчетливо проявляется в полотнах, выполненных во фламандской и флорентийской манере, это, например, портрет танцовщицы Мазды художника Мадхи Ширази (1819-20). Одним словом, живопись времени Фатх-али шаха выработала эклектический стиль, пытающийся объединить искусство Персеполиса, Исфагана и Версаля.

[реклама вместо картинки]
Фазлулла Мирза Мухаммад - Портрет Насиреддин-шаха (1881-82)

Во второй половине 19 в. при Насиреддин-шахе художники оставляют стиль Фатх-али шаха в пользу академической европейской живописи. Этот период – время бурного развития портретной живописи в строго реалистической, а порой даже натуралистической манере. Насиреддин-шах восторженно приветствует все европейское.

[реклама вместо картинки]
Какаванди - Портрет музыкантши

Большое влияние на изобразительное искусство оказывает появившаяся в это время фотография. Художники начинают писать картины с фотографических снимков, копируя их с предельной точностью.

Впервые появляется натюрморт и картины на религиозные темы. Художники пишут портреты танцовщиц, которые становятся более эротичными, чем в предыдущие эпохи. Эта светская живопись получила название «искусство кахвехане» - «искусство кофейни» (См. "Искусство кахвехане"), поскольку картины этого направления вывешивались в основном в частных домах или местах отдыха простых людей.

Иранская мозаика каджарского периода тоже отличается от Сефевидской. Впервые на ней появляются изображения людей и животных, сцены охоты, сражения Рустама (героя «Шахнаме»), изображение чиновников, солдат, даже копии европейских картин и фотографий.

[реклама вместо картинки]
Сани Хамайюн - Музаффараддин-шах и премьер-министр Абдуль-Маджид Мирза, Начало 20в.

В 1896 г. Насиреддин-шах был убит и в течение десяти лет в Иране существовал конституционный парламент, ограничивая власть шаха. С ослаблением монархии, появляется уже совсем другие портреты правителя. Так на картине Сани Хамайюна Музаффараддин-шах изображен слабым старым человеком, устало опирающимся на руку премьер-министра Абдуль-Маджида Мирзы. Художник не делает попыток скрыть слабость или болезненность правителя. На этой картине нет уже и следов пышности и величественности царской власти.

Самым выдающимся художников позднего каджарского периода стал Мухаммад Гаффари, известный под именем Камаль-оль-Мольк («Земное совершенство»), оказавший огромное влияние на иранскую живопись. Его творчество определило направление иранского искусства до середины 20 века. Его многочисленные ученики продолжали писать в его манере, появившаяся в 20 веке символистическая и абстракционистская живопись старалась действовать вопреки ему (См. Современная иранская живопись).

0

26

Сани-оль-Мольк



[реклама вместо картинки]
Сани-оль-Мольк - Портрет Насиреддин-шаха


Мирза Абульхасан-Хан Гаффари Кашани, вошедший в историю иранского искусства под именами Абульхасан и Сани-оль-Мольк, сын Мирзы Мохаммада Гаффари, талантливого живописца и графика начала 19 в., родился в Кашане около 1814г. В возрасте пятнадцати лет он был послан отцом для изучения живописи к известому мастеру Мехр-Али Исфагани, «наггаш-баши» (первому придворному художнику) Фатх-Али шаха Каджара.

[реклама вместо картинки]
Сани-оль-Мольк - Шах Аббас II принимает послов

Обладая врожденным вкусом и унаследовав талант отца, Мирза Абульхасан Хан совершенствуется в живописи под руководством знаменитого преподавателя и скоро становится одним из известнейших художников своего времени.

В 1842г. во время правления шаха Мохаммада Каджара 29-летнему живописцу разрешают писать портрет монарха, делая его, таким образом, придворным художником. Вскоре Сани-оль-Мольк получает титул «наггаш-баши». Портрет шаха Мухаммада, написанный в 1842г., считается самой ранней из сохранившихся работ Сани-оль-Молька.


[реклама вместо картинки]
Сани-оль-Мольк - Принц Насиреддин среди придворных

Желая совершенствоваться в мастерстве, Сани-оль-Мольк в конце правления шаха Мухаммада решает отправиться путешествовать в Италию, центр европейского искусства, для изучения картин прославленных европейских мастеров, особенно художников эпохи Возрождения, и ознакомиться с их манерой живописи. Он провел некоторое время в Италии, посещая музеи и академии Рима, Ватикана, Флоренции, Венеции, делая копии шедевров итальянских мастеров.

После возвращения в Иран Сани-оль-Мольк принимает участие в создании иллюстраций к «Тысяче и одной ночи», над которыми в течение семи лет трудились 42 миниатюриста. Это издание содержало 3600 миниатюр на 1134 страницах. Эти миниатюры весьма интересны не только с художественной точки зрения, но и для изучения иранского фольклора 19 столетия.Создавая иллюстрации к «Тысяче и одной ночи», Сани-оль-мольк решает изобразить иранскую жизнь в том виде, в каком она существовала в его время. Поэтому миниатюры представляют собой подлинные документы иранских нравов и обычаев середины 19 в.


[реклама вместо картинки]
Сани-оль-Мольк - Иллюстрация к "Тысяче и одной ночи"


Например, на одной из миниатюр калиф Багдада изображен в виде правящего в то время в Иране шаха Насиреддина, а министр калифа Джафар Бармаки – как Амир Кабир в последние годы жизни. Улицы и рынки Тегерана представляли собой Багдад, одним словом, по этим красочным и сложным по композиции миниатюрам можно живо представить себе культурные и этнографические особенности быта тогдашнего иранского общества: вид зданий, интерьер и убранство помещений, окна во входившем тогда в моду французском стиле, выложенные кирпичом внутренние дворики, объединенные галереями, живописные сады. На миниатюре, изображающей общественную баню, можно видеть, как банщики бреют клиентам головы, моют их специальными перчатками «кисе», красят бороды хной или делают массаж.

[реклама вместо картинки]
Сани-оль-Мольк - Иллюстрация к "Тысяче и одной ночи"

Изображены на миниатюрах Сани-оль-Молька и музыканты с традиционными для 19 века музыкальными инструментами: каманчей, таром, дафом и зарбом (томбаком), танцоры, юноши и девушки, сопровождающие плавные движения танца прищелкиванием пальцев. Иллюстрации показывают современных Сани-оль-Мольку людей, сидящих на коврах и циновках и облокотившихся на подушки. В домах у принцев и богачей мы видим появившуюся тогда в Иране европейскую мебель.

Сани-оль-Мольк скончался в возрасте 52 лет от болезни, оставив после себя большое количество замечательных картин и миниатюр.

0

27

Камаль-оль-Мольк



Мохаммад Гаффари, более известный как Камаль-оль-Мольк, несомненно, один из наиболее выдающихся иранских художников, родился в Кашане в 1847г. в семье, давшей целую династию живописцев. Его дядей был Мирза Абульхасан Гаффари (Сани-оль-Мольк), непревзойденный мастер акварельного портрета. Отец Камаль-оль-Молька, Мирза Бозорг Гаффари Кашани, был основателем иранской Школы Живописи, а также известным художником. Мохаммад Гаффари с ранних лет жизни проявлял несомненный талант к рисованию. В порыве вдохновения он изрисовал углем все стены своей спальни, некоторые из этих набросков можно о сих пор видеть в доме, принадлежавшем семье Гаффари.

После окончания школы, юный художник едет в Тегеран и поступает в Школу Дар-оль-Фонун к известному живописцу Мозайен-од-Долеху. Острый взгляд и тонкое художественное чутье позволяло ему находить тайный смысл в переплетении линий, видеть мельчайшие оттенки тона, скрытые от обычного глаза.

Уже во время обучения в школе живописи он привлек к себе внимание как талантливый рисовальщик. Как-то, посещая Дар-оль-Фонун, шах Насиреддин Каджар заметил яркий талант Мохаммада Гаффари и пригласил его ко двору. Видя его мастерство, Насиреддин-шах дал художнику прозвище «Камаль-оль-Мольк», то есть «Земное Совершенство».


[реклама вместо картинки]
Камаль-оль-Мольк - Зеркальный зал

В течение нескольких лет, вплоть до убийства Насиреддин-шаха, Камаль-оль-Мольк работал при дворе, создав в этот период самые значительные свои произведения. В основном, это были портреты известных людей, пейзажи, изображения охотничьих угодий и дворцовых покоев. Мастерство кисти, яркие и живые краски отличали их от большинства произведений художников того времени. Всего в этот период было написано более 170 полотен. К сожалению, большинство из них было или уничтожено или вывезено за границу в частные коллекции.

После смерти Насиреддин-шаха Камаль-оль-Мольк не захотел работать при дворе его преемника Мазафареддин-шаха. Поэтому он в возрасте 47 лет отправился в Европу для совершенствования мастерства. Встречи с выдающимися европейскими живописцами, дали Камаль-оль-Мольку возможность изучить их манеру и технику письма. Посещая музеи Европы художник делал копии полотен Рафаэля, Рембрандта, Тициана, да Винчи и других старых мастеров.

В 1989г. художник вернулся в Иран. Но вскоре все увеличивающаяся неприязнь шахского двора к Камаль-оль-Мольку и многочисленные интриги заставили художника покинуть страну и переселиться в Ирак, несмотря на всю любовь к родной земле.


[реклама вместо картинки]
Камаль-оль-Мольк - Предсказатель и его клиенты

Путешествия по старинным священным городам Ирака открыли перед мастером новые горизонты. Его творческий дух вдохновляли золотые купола и бирюзовые минареты, мечети и святые могилы, бесконечные ряды паломников, обходящие стены святынь.

«Площадь Кербела-йе-Моалла», «Багдадский кузнец» и «Еврейские гадалки Багдада» - вот примеры самых великолепных работ Иракского периода.

[реклама вместо картинки]
Камаль-оль-Мольк - Багдадский кузнец

Прожив два года в Ираке, после возникновения Конституционного Движения в Иране, Камаль-оль-Мольк, возвращается на родину и присоединяется к сторонникам конституционной формы правления. В этот период он пишет портреты «Командир Аза Бахтиари», «Азад-оль-Мольк»

Принятие конституции в Иране создало новую атмосферу для художника. К власти пришли образованные люди, способные ценить искусство. Камаль-оль Мольк основывает собственную школу искусства, обучение в которой не ограничивается только живописью, а вводит и прикладное искусство – плетение ковров, мозаику, резьбу по дереву, стремясь возродить забытые национальные ремесла.

В течение короткого времени существования Школы, из нее вышли такие талантливые художники, Хуссейн Али Хан Вазири, Эсмаил Аштиани, Али Мохаммад Хейдариан, Махмуд Олья, Нематолла Мошири, Али Акбар Ясами, Мохвен Сохейли. Значительную часть своего ежемесячного пособия Камаль-оль-Мольк отдавал неимущим студентам Школы.

[реклама вместо картинки]
Камаль-оль-Мольк -  Египтянин

Однако к 1920 г. Камаль-оль-Мольк разочаровался и в новой шахской династии Пехлеви, оказавшейся ничуть не лучше Каджаров, и отказался работать при дворе шаха Резы Хана. Шах лишил художника ежемесячного пособия и дотаций на Школу, чтобы вынудить его уйти в отставку.

[реклама вместо картинки]
Гробница Камаль-оль-Молька в Нишапуре

В месяце ордибехешт 1928 года Камаль-оль-Мольк был сослан в Нишапур. Он поселился в небольшой деревне Хосейнабад. В это время с художником произошло несчастье: по неизвестным причинам он потерял глаз. Именно поэтому в годы, проведенные в изгнании он перестал заниматься живописью. В 1940 г. Камаль-оль-Мольк умер в Нишапуре, где и был похоронен возле гробницы Аттара.

Одним из главных вкладов художника в развитие иранского искусства стало создание нового художественного стиля. В Каджарский период изобразительное искусство Ирана ограничивалось миниатюрой. Камаль-оль-Мольк расширил представление о живописи, открыв новые горизонты последующим поколениям художников.

Самые известные картины Камаль-оль-молька – «Живописец» (1882), «Дворец Голестан» (1883), «Деревня Имаме» (1884), «Шахский сад» (1886), «Правительственный лагерь» (1889), «Кузнец», «Две нищие девочки», «Гадалка» (1889).

0

28

Классическая персидская миниатюра


[реклама вместо картинки]
Фрагмент миниатюры сефевидского периода

История изобразительного искусства на территории Ирана начинается к древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились следы стенных росписей в жилищах земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды.

Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес.

На севере реки Форат обнаружены фрески, одна из которых изображает охотничью сцену. Фигуры всадников и животных на ней уже напоминает нам персидскую миниатюру. Интересны росписи «Торфан», найденные в пустыне Галь в Туркестанской области нынешнего Китая, относящиеся к 840-860 г. нашей эры.

При Ахеменидах произведения декоративно-прикладного искусства - серебряные и золотые сосуды с чеканкой и гравировкой, ювелирные изделия, печати, монеты - украшались растительными мотивами, изображениями животных, сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдическими мотивами.

[реклама вместо картинки]
Плитка с росписью, первая четверть 17в.

В изобразительном искусстве Сасанидов основное место занимает скульптура: статуя царя Шапура I, высеченная в гигантском сталактите в гроте близ Бишапура; бронзовые бюсты из Мазендерана, знаменитые скальные рельефы в Накши-Рустеме, Бишапуре. До нас дошли изображения сцен триумфа и инвеституры, т. е. акта передачи власти божеством царю, барельефные плитки из литого стука.

[реклама вместо картинки]
Неизвестный художник нач. 17в. - Дервиш

Декоративная скульптура помещалась на фасадах и в интерьере зданий. Интерьеры украшались также резным стуком, стенными росписями и мозаиками с изображениями людей, иногда портретными, а также зверей, птиц, рыб, сцен царской охоты и пиров, мифологических животных, обрядовых сцен и сюжетов из народных легенд. Все эти сюжеты развиваются впоследствии в жанре миниатюры. Типичен для этого времени орнамент из стилизованных растительных и геометрических мотивов

Проследить происхождение искусства миниатюры в Персии довольно сложно, поскольку оно достигло вершин развития еще в монгольский и тимуридский период (13-16 вв). При монгольских правителях в Иране широко распространялся художественный стиль Китая, при дворцах правителей работали многочисленные китайские мастера. Бумага также пришла из оттуда в 753 г. н.э., поэтому неудивительно, что в традиционной персидской миниатюре, особенно в начальном периоде ее развития, прослеживается сильное влияние китайского искусства.

В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

[реклама вместо картинки]
Мохаммад Ширази иллюстрация к "Шахнаме", 16в.

Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

В 12в. Низами Гянджеви создал «Хамсе» («Пятерицу) – произведение, состоящее из 5 поэм. Сочинению Низами подражали многие персоязычные поэты. 13 солетие – время Саади, автора прославленных «Бустана» и «Голестана». В 14в. творили Амир Хосров Дехлеви, Хаджу Кермани, Хафиз, Камаль Ходжанди. В 17 в. были созданы многогранные поэмы Джами, творчество которого охватывало все разнообразие форм и стилей, накопленное поэтами предыдущих столетий.

[реклама вместо картинки]
Неизвестный художник - "Парламент птиц", иллюстрация к поэме Аттара

Такое огромное число выдающихся литературных произведений дало толчок к появлению множества школ миниатюры, обладающих своим уникальным стилем. Благодаря им искусство миниатюры достигло своего расцвета именно в Иране и Средней Азии. Самые влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфагане и Герате.

В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

Ширазская школа оказала большое влияние на искусство Ирана и Средней Азии. Пример Ширазской миниатюры на вершине ее развития – иллюстрации к «Хамзе» Низами. Это уверенность линий, завершенность и четкость как в композиции в целом, так и в изображении деталей и размещении смысловых узлов.

[реклама вместо картинки]
Ага Мирек, Тебризская школа - Два сефевидских принца

В конце 13в., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов, появляется Тебризская школа миниатюры. Ранняя Тебризская миниатюра значительно отличалась от Ширазской, т.к. сочетала восточные элементы с армяно-византийским стилем живописи. Это последнее влияние можно объяснить географическим положением Тебриза, находящимся на границе областей, населенных армянами. В 30—40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры к «Шахнаме». В 15 в. стили Тебризской и Ширазской школы сблизились, что связано с переселениями художников после завоевания Багдада и Тебриза Тимуром. Многие миниатюристы отправлялись в Самарканд, столицу завевателя, либо ко двору его внука, Султана Искандера, правителя Шираза. На новых местах художники вынуждены были, с одной стороны, приспосабливаться к уже существующим там вкусам и требованиям, с другой – старались придерживаться той живописной манеры, к которой привыкли у себя на родине.

[реклама вместо картинки]
Неизвестный художник школы Султана Мухаммада - Игра в човган, 1524г.

В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

[реклама вместо картинки]
Мирак Наккаш, Гератская школа

Её мастера опирались на местные художественные традиции и впитывали опыт, накопленный миниатюристами других школ Ближнего и Среднего Востока. В 1522 во главе придворной библиотеки был поставлен К. Бехзад. Среди крупнейших мастеров школы — Султан Мухаммад, Мирза Али, Ага Мирек, Мир Сеид Али, Садиги-бек Афшар и др. В зрелых произведениях Тебризской школы неразрывно сочетаются изобразительное и декоративное начала, пейзаж трактуется не как условный фон, но как органическая часть композиции, развивается интерес к жизненности образов и жанровым подробностям, красочный строй отличается изысканной ритмичностью. Наряду с книжными миниатюрами в Тебризской школе создавались миниатюры и на отдельных листах, особенно изображения знатных юношей. Упадок Тебризской школы начинается с перенесением столицы Сефевидов в Казвин, затем в Исфахан.

В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

[реклама вместо картинки]
Камаледдин Бехзад - Беседа ученых в медресе, илл. к "Бустану" Саади

Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.

Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.

Другими выдающими миниатюристами Герата стали учитель Бехзада и глава Гератской школы Мирак Наккаш, Касим Али, Хаджа Мохаммад Наккаш и Шах Мозаффар.

[реклама вместо картинки]
Реза Аббаси - Виночерпий

Исфаганская школа миниатюры сформировалась на рубеже 16-17 вв. при дворе шаха Аббаса I. Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). В ней, наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Миниатюры Исфаганской школы в значительной мере утратили многоцветную красочность и подчёркнутую плоскостность, характерные для всей предшествующей иранской миниатюры. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре Исфаганской школы сохранились и традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Прекрасным примером стиля Исфаганской школы служит миниатюра середины 17в. "Коленопреклоненный юноша". Становление стиля Исфаганской школы связано с творчеством её крупнейшего представителя Резы Аббаси.

[реклама вместо картинки]
Коленопреклоненный юноша, сер. 17в.

Будучи приверженцем традиционного стиля живописи, Реза Аббаси вводил новые сюжеты в персидское творчество. Полуобнаженные женщины, изнеженные юноши, любовники начали заменять героев «Шахнаме» и «Хамсе». Реза Аббаси устанавливает тон для искусства большей части семнадцатого века, поскольку еще долгое время молодые живописцы, чтобы развить собственный стиль, продолжают копировать его работы.. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. (Мохаммед Касим, Афзаль оль-Хосейни, Мохаммед Юсуф, Мохаммед Али, Моин Мосаввер) фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку.

[реклама вместо картинки]
Реза Аббаси - Портрет португальца

В 17в. предприимчивые торговцы и послы иностранных дежав начали завозить в Иран европейские произведения искусства, открывшие для персидских художников новую технику письма, которую те объединяли с традиционным стилем. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся под влиянием европейской живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман, Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произведениях, нередко на темы христианской мифологии, применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу в изображении пейзажных фонов. К началу 18 в. это «европеизирующее» направление становится преобладающим.

[реклама вместо картинки]
Моти Али - Современная миниатюра

Появление книгопечатания подстегнуло развитие миниатюры: многочисленным книгам требовались многочисленные иллюстрации. С течением времени сюжеты миниатюр стали более ограниченными. Художники изображали, в основном, любовные сцены и портреты знатных персон. Иногда копировались даже европейские картины. Тогда же появляется такое направление в миниатюре, как изображение цветов и птиц.

[реклама вместо картинки]
Таджвиди, современная миниатюра - Фирдоуси и другие поэты при дворе шаха Махмуда Газневи

В современном искусстве Ирана миниатюра получила второе дыхание, стала активно развиваться, наряду с другими жанрами живописи. В современном Иране миниатюрой занимаются такие известные художники, как Хусейн Бехзад, Мохаммад Бакер Акамири, Махмуд Фаршчиан, Джалали Сусанабади, Мохаммад Бадроссама и др. (см. Современная иранская живопись). Многое из традиций миниатюры перенял такой своеобразный жанр народного искусства, как "живопись кахвехане" (см. "Живопись кахвехане")

Очарование персидской миниатюры заключается в ее изысканности, тонких линиях, обилии мелких, тщательно выписанных деталей, поражающих своим мастерством, чистой геометрии и яркой палитре. Именно в искусстве миниатюры наиболее полно выразилось национальное своеобразие Ирана.

0


Вы здесь » Уголок эстета » Восточное искусство » Иранская живопись


Создать форум. Создать магазин