Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Классическая китайская проза » Сыма Цянь. "Исторические Записки"


Сыма Цянь. "Исторические Записки"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Ши цзи
( кит. упр. 史記 / 史记, пиньинь: shǐ-jì) — «Исторические записки»: труд историографа династии Хань Сыма Цяня. В китайской культуре играет роль примерно сопоставимую с той, которую сыграли «Истории» Геродота для западного мира.
Созданные между 109 и 91 гг до н. э., Ши-цзи охватывают период от полумифического Желтого Императора (2600 до н. э.) и до династии Хань включительно.
Переводом «Ши-цзи» на русский язык занимался с 1958 до самой своей смерти в 1995 г. Р. В. Вяткин, он был окончен под редакцией и с участием его сына А. Р. Вяткина в 2010 г. В 1972—2010 гг. было опубликовано 9 томов перевода и исследований текста. Это первый полный перевод памятника на какой-либо из европейских языков.

В 130 свитках (книгах/главах), составляющих Ши-цзи, выделяют пять разделов:
Бэньцзи ( кит. упр. 本紀 / 本纪, пиньинь: běn-jì), 12 свитков: биографии всех китайских правителей, включая Цинь Шихуанди, монархов династий Ся, Шан и Чжоу, а также четырех императоров и вдовствующей императрицы династии Хань, современной Сыма Цяню.
Бяо ( кит. упр. 表, пиньинь: biǎo), 10 свитков: хронологические таблицы.
Ши-цзя ( кит. упр. 世家, пиньинь: shì-jiā), 30 свитков: биографии аристократов и чиновников, большей частью относящихся к периоду Вёсен и Осеней, а также Сражающихся Царств. По идеологическим соображениям сюда же была включена биография Конфуция.
Ле-чжуань ( кит. упр. 列傳 / 列传, пиньинь: liè-zhuàn), 70 свитков: биографии выдающихся личностей, включая Лао-цзы, Мо-цзы, Сюнь-цзы, Цзин Кэ и др.
Шу ( кит. упр. 書 / 书, пиньинь: shū), 8 свитков: трактаты о церемониях, музыке, календарях, поверьях, экономике и др. актуальных темах того времени.

+1

2

предисловие
Публикуемые переводы представляют собой часть большого исторического произведения первого китайского историка, прозванного «отцом китайской истории», — Сыма Цяня. Автор этого огромного «труда, называющегося «Исторические записки» (Шицзи) и состоящего из 130 глав, жил во II-I веках до нашей эры, в период господства династии старшей (или первой) Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.). Жизнь великого китайского историка по времени совпала с длительным царствованием одного из наиболее известных императоров Ханьской династии — У-ди (140-87 гг. до н. э.). Это был период наивысшего расцвета деспотии Хань.

У-ди во внутренней политике не останавливался перед жестокостью и террором для укрепления и централизации власти. Он провел целый ряд экономических и политических мероприятий, направленных на ограничение и ослабление позиций наследственной земельной аристократии. К числу этих мероприятий относятся: раздел земельных владений аристократии между всеми наследниками, то есть уничтожение майората, что привело к дроблению владений феодальной аристократии и ослаблению ее экономической мощи; установление политического контроля над владениями знати путем отправления туда постоянных резидентов и систематических поездок инспекторов — представителей центральной императорской власти. У-ди применял и более решительные меры в случае сопротивления феодальной знати, прибегая к конфискации их земельных владений и физическому уничтожению некоторых князей.

В борьбе с феодальной наследственной аристократией, стремившейся к децентрализации власти, У-ди опирался на довольно широкие торговые слои, крупных солеваров, плавщиков металла,  добытчиков горной руды, то есть на так называемую имущественную знать, а также на военное сословие.

В период правления У-ди широко практиковалась продажа титулов знатности и права на занятие государственных должностей. За определенное количество зерна, скота или рабов можно было получить тот или иной титул знатности или назначение на должность.

В результате этого крупные торговцы-ростовщики, владельцы солеваренных промыслов и железоплавильных мастерских, представители так называемых «сильных семей», получили доступ в государственный аппарат и стали опорой деспотии. Наконец, У-ди опирался на значительные слои феодальной интеллигенции, ученых различных направлений, среди которых господствующее положение заняли конфуцианцы.

Конфуцианство, как одно из древних идеологических течений, зародилось в Китае в VI-V веках до нашей эры, но в то время оно не было господствующим учением, ему пришлось вести упорную борьбу с другими философскими школами, главным образом с даосизмом и со школой законников, или легистов (Фа-цзя).

Лишь при У-ди конфуцианство было признано официальной господствующей идеологией, и с тех пор оно стало незыблемой идеологической основой китайского феодализма.

Конфуцианские идеи священности особы императора, управляющего якобы по повелению неба, учение о «выправлении имен», согласно которому каждый должен знать свое место в обществе («государь будь государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном»), конфуцианская проповедь беспрекословной покорности народа власть имущим, оправдание классового неравенства и насилия — все это соответствовало интересам Ханьской династии и господствовавшего класса феодалов в целом.

У-ди, как никто другой, понял значение конфуцианства и возможность его использования для укрепления деспотической власти. Но У-ди использовал не только идеологию, освящавшую власть единодержавного правителя, он широко применял и меры принуждения для того, чтобы держать в узде всех непокорных и инакомыслящих. Этой цели служил суровый кодекс законов. Он состоял из 159 статей, по которым многие преступления карались смертной казнью.

0

3

Жизнь Сыма Цяня протекала в бурное время, насыщенное крупными внутренними и внешними политическими событиями.

В этот период все шире распространялось влияние китайской культуры на народы Центральной и Восточной Азии, шла борьба за расширение территории Китая.

Китайскому народу пришлось отражать постоянные набеги гуннов на северные границы страны. Гунны подвергали опустошению  обжитые далекие земли на севере, уводили население в плен, превращая его в рабов. Часто они вторгались далеко за пределы границ, оседая на китайской территории, входящей в современную провинцию Шаньси. Бывало, что они угрожали даже столице Ханьской империи (в нынешней провинции Шэньси). Вместе С тем гунны препятствовали Китаю вести широкую торговлю с западом по сухопутью.

При владычестве У-ди началась решительная борьба с гуннами. Она велась в продолжение тридцати лет и закончилась к концу II века до нашей эры разгромом гуннов и вытеснением их с территорий Ордоса и провинции Ганьсу. Это открыло Китаю путь на запад. Еще до начала активных операций против гуннов, в 138 году до нашей эры, на запад был послан Чжан Цянь, прославленный дипломат и путешественник. Его целью было заключить военный союз с племенами юэчжи против гуннов. Им был разведан путь на запад — в бассейн реки Тарима, в государства Давань (Фергана), Кангюй (бассейн средней и нижней Сыр-Дарьи, территории Бухары и Хорезма, часть Согдианы) и в Дася (Бактрия). Вернувшись через двенадцать лет на родину, Чжан Цянь привез с собой сведения о народах западных стран, о богатствах их, о стремлении этих стран торговать с Китаем. Эти сведения были впоследствии использованы Сыма Цянем при составлении специальных глав его знаменитого труда, посвященных так называемому Западному краю (Восточному Туркестану и Средней Азии).

Новую славу китайскому оружию принесли походы китайских войск в 108 году до нашей эры против государств в бассейне реки Тарим. Так прокладывался «Великий шелковый путь», по которому на далекий запад, вплоть до самого Рима, шли китайские товары, в том числе прославленные китайские шелка.

Два похода (104-102 гг. до н. э.) в Давань (Фергану) закрепили завоевания Ханьской империи в Восточном Туркестане.

По приказу У-ди вдоль «Великого шелкового пути» были построены крепости, поставлены китайские гарнизоны, обеспечившие безопасность торговых связей с Западом. С открытием регулярного торгового обмена между Ханьской империей и народами Средней Азии усиливается культурное, политическое и экономическое влияние Китая на народы Центральной Азии.

В «Исторических записках» Сыма Цяня мы находим сведения о торговых посольствах, о многочисленных караванах, постоянно отправлявшихся на запад, в Восточный Туркестан, Среднюю Азию и Парфию.

0

4

Последние тридцать лет II века до нашей эры ознаменовались завоеваниями на юге, юго-западе и востоке.

Ко времени царствования У-ди на территории современных провинций Гуандун и Гуанси находились независимое княжество  Наньюэ, Фуцзянь — княжество Миньюэ, Чжэцзян — Дунъу. На юго-западе, где сейчас находятся провинции Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань, существовали мелкие полузависимые княжества; в III веке до нашей эры они были подвластны Катаю, а затеи отпали. У-ди предпринимает поход против этих владений. В 112-109 годах китайские войска покоряют Наньюэ, Миньюэ и Дунъу, впоследствии (к 105 г.) и юго-западные племена, и их территории присоединяются к Ханьской империя. Огромные трудности встречалась на пути завоевателей — приходилось прокладывать дороги через почти непроходимую горную местность. Вот как описывает Саама Цинь эти трудности: «В это время (последнее десятилетие второго века до н. э.) Хань прокладывала пути к юго-западным варварам. Работающих там было десятки тысяч людей. На тысячи ли нужно было на спинах переносить фураж и продовольствие».

Почти одновременно с этим на востоке было завоевано (108 г.) государство Чаосянь, находившееся в северной части Кореи.

Все эти завоевания, совершенные при жизни Сыма Цяня, прославили Китай, сделали его могущественным, значительно расширили его территорию и открыли перед ним путь широких экономических и культурных связей с народами Запада.

Но великому историку Сыма Цяню пришлось столкнуться и с другими сторонами жизни. Он видел, как народ подвергался феодальной эксплуатации, усилившейся в связи с многолетними войнами, и в ярких красках рассказал об этом будущим поколениям.

Войны потребовали огромных расходов, бремя которых легло всей тяжестью на плечи народа. У-ди ввел новые налоги, их стали взимать даже с детей трехлетнего возраста. Более обременительными стали государственные повинности, в особенности по обеспечению перевозок продовольствия и снаряжения для войск. Десятки тысяч людей отрывались от земледелия на строительство дорог, постройку новых участков Великой китайской стены и крепостей. Крестьянство разорялось и нищало, попадая в тяжелую кабалу к торговцам и ростовщикам, богатевшим на поставках в армии. Несколькими выразительными мазками рисует Сына Цянь создавшееся в стране положение: «В то время как (средства) у местных властей совершенно истощились, богатые купцы и крупные торговцы накапливали богатства и заставляли работать на себя бедных... В руках солеваров и плавивших железо скапливалось много золота... Простой народ сказался в тяжелом положении» .

К концу царствования У-ди Ханьская империя переживала  тяжелое экономическое положение, на почве чего резко обостряются классовые противоречия. Кризисное состояние экономики империи прежде всего проявилось в огромных финансовых затруднениях. Не помогло и введение новых налогов и государственных повинностей, обрушившихся на широкие трудовые слои. У-ди, под давлением феодальной знати, осуществляет ряд мероприятий, ущемлявших интересы купечества и ростовщиков: их лишают права на владение землей, проводится строгий учет их имущества, которое облагается соответствующим налогом. Уклоняющиеся от оценки своего имущества или утаивающие часть его подвергаются репрессиям — их имущество конфискуется в казну, а сами они ссылаются для несения воинской повинности на границах в течение одного года. Объявляется награда тому, кто донесет об укрытии имущества купцами и ростовщиками. Доносы на торговцев принимают массовый характер. У-ди направляет в округа специальных чиновников для разбора дел об укрытии имущества.

0


Вы здесь » Уголок эстета » Классическая китайская проза » Сыма Цянь. "Исторические Записки"


Создать форум. Создать магазин