Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Фовизм » Кес ван Донген


Кес ван Донген

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Кес ван Донген / Kees van Dongen

1877 - 1968


Голландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах. Настоящее имя Корнелис Теодор Мария ван Донген (Cornelis Theodorus Maria van Dongen).

Художник сначала  работал в солодовне своего отца. В 1892-1897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме. Он делал рисунки для  газет  «Groene»  и «Rotterdamsche  Nieuwsbiad» (1896). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.

4 июля 1897 Ван Донген приезжает в  Париж  и  устраивается  на Монмартре, где в 1906-1907 посещает  «Бато-Ла-вуар». Он выставляется в галерее Судье (близ цирка Медрано) и в галерее. «Ле Барк де Бутвиль» (1898)  на улице Ле Пелетье, где знакомится с произведениями набидов. Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette  au  beuire» (анкета о проститутках,  1901),  «Frou-Frou»,  «In-discret»,  «Le Rabelais». Он встречает Фенеона,  который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Re-vue Blanche»  и  в  следующем  году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку.

В  его  творчестве наступает краткий период дивизионизма,  а затем увлечения  искусством группы «Наби». Еще до возникновения фовизма,  одним из самых ярких  представителей  которого  он станет,  в творчестве  Ван  Донгена проявились черты,  сохранившиеся на протяжении  нескольких  последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании  с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст»,  1907-1908, Париж, Национальный музей современного  искусства,  Центр Помпиду;  серия ню, «Торс»,  1905,  частное  собрание). Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико»,  1906).

Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. Влияние обоих этих течений заметно в использовании звучных чистых цветов в его картинах. В 1905 году ван Донген принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже. В 1908 Ван Донген работает  вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по  совету Канвейлера,  а затем в Дрездене,  куда он  посылает  рисунки  на выставку группы «Мост». С 1908 года он уже являлся одним из участников немецкого объединения художников-экспрессионистов «Мост».

В действительности, он более близок немецким экспрессионистам,  нежели франзузским фовистам («В  Булонском  лесу», 1907-1908). Он приобретает  известность и   заключает контракт с галереей Бернхейм-Жён (1909-1915). 

Художник отправляется в путешествие   в   Испанию  и  Марокко (1910-1911),  откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств  («Женщины  на  балюстраде», ок. 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нацональный музей современного искусства,Центр Помпиду).  В 1911  появляются декоративные  композиции с большими красочными плоскостями («Красное  и желтое», «Красное и синее»); после путешествия в Египет  (1913) художник тяготеет к иератическому,   двухмерному стилю («Синий мужчина и красная женщина», ок.  1918,  Ницца,  музей Шере). 

В 1913  связь  Ван Донгена с маркизой Казати,  а затем дружба с Лео Жасми (которая  продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики,  которая принесла ему известность в послевоенные  годы  - своеобразный компромисс между официальным портретом  и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем»,  1917, Париж,  Гор.  музей  современного искусства),  цвет,  хотя и  сохраняет часто дерзновенность, но теряет былую утонченность.

Его  картины, посвященны «современной женщине», погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. К наиболее значительным ранним картинам ван Донгена относят полотна "Женщина в широкополой шляпе”, "Красная танцовщица”, "Дама в черных перчатках”, "Танцующая Кармен Винсент”, где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами. Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе и в дореволюционной России.

В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он продолжал писать как обнаженные фигуры, так и портреты. В 1929 Ван Донген принял французское гражданство и в 1959 переехал в  Монако  на виллу,  названную  Бато-Лавуар.  Он написал несколько сочинений  («Голландия,  женщины и искусство»,  Париж,  1927; «Жизнь Рембрандта», Париж,  1927, «Живопись, практические советы»,  Париж, 1937), а также исполнил литографии к сочинениям Монтерлана (1946),  Вольтера (1948)  и Анатоля Франса (1951),  портрет которого он написал еще в 1917. Творчество художника стало в своего рода «авангардным салоном» или усредненным вариантом «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика ("Танго с архангелом” и другие).

Портрет дочери художника написан плоскими, декоративными пятнами яркого цвета. Красота ребенка предстает в несколько экзотической интерпретации. Чувственный характер модели выражается в ее темных миндалевидных глазах и огненно-красных губах, которым вторит цвет ленты под шляпой. Ван Донген был мастером колорита, о чем можно судить, например, по нежно-зеленым тонам, использованным при моделировке лица Долли. Молодой, талантливый и рано сформировавшийся, ван Донген с тридцатилетнего возраста был привержен экстравагантному стилю жизни, чему способствовал достигнутый им успех. Некоторые считают, что он нашел не лучшее применение своему огромному художественному таланту, когда стал писать портреты молодых женщин, сделавшиеся вскоре несколько поверхностными.

Ван Донген становится  известным художником высшего света в Париже и Довиле. Серия картин,  жестких по своей правдивости, стала  как  бы  портретом  общества между  двумя войнами («Бони де Кастеллане»,  1922,  частное собрание; «Сестры Долли»,  1925, Париж, частное собрание).  Портреты работы Ван Донгена  появились достаточно поздно,  но после 1930 в  них  начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на  модель  («Утрилло», 1948, частное собрание).  В пейзажах,  написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность  своих ранних работ («Маленькая АН на пляже», ок. 1930,СенТропез,  музей).  Его произведения,  лучшие из которых созданы  до 1920,  верны экспрессионистскому фовизму,  как по духу, так и по приемам,  несмотря  на все превратности современного искусства. 

Поздние работы художника (в частности, портрет Бриджит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры. Шесть работ художника Кеса ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

В Эрмитаже имеется несколько работ ван Донгена, среди которых «Женщина в черной шляпе» является наиболее удачной. Это своеобразный портрет, модель которого не известна. Есть только непроверенные предположения, что он изображает одну из актрис мюзик-холла. В портрете угадывается и внешнее сходство, и характер, но вместе с тем в нем есть и много типического. Картина не датирована, но по ее живописным качествам можно предположить, что она написана в самом начале века, в разгар фовистских увлечений художника. Колористический строй произведения очень сложен. В картине много черного, но, несмотря на это, она не темна и не мрачна, а наоборот, производит яркое, красочное впечатление. Черному цвету противопоставлен очень светлый, лишь слегка нюансированный тон фона, густеющий синими и сиреневыми оттенками в верхней части картины. Соединение черного с зеленым дает красивый, празднично нарядный эффект.

Наиболее акцентируемый по яркости центр картины – лицо дамы. Оно все состоит из ярких цветовых пятен и рефлексов – синяя тень от шляпы соседствует на лбу с желтым пятном света. На левой освещенной щеке синие рефлексы как бы переходят в красивый сиренево-розовый блик. На правой щеке лежит прозрачная тень, подчеркнутая ярким светящимся зеленоватым бликом – световым рефлексом зеленой шали.

Творчество Ван Донгена хорошо представлено так же в Париже (Национальном. музей современного   искусства,  Центр  Помпиду), Сент-Тропезе,   Ницце,   Гренобле, Монпелье,  Женеве, Нью-Йорке (Музей современного искусства)  и  в  голландских музеях.

Скончался Кес ван Донген 28 мая 1968 года в Монте-Карло.

Источник: http://art-arts.ru/index/0-64

0

2

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/002.jpg

Портрет дамы в черной шляпе

0

3

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/004.jpg

Танго с архангелом, 1935 год

0

4

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/006.jpg

Trinidad Fernandez, 1907 год

0

5

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/007.jpg

Женщина на софе, 1930 год

0

6

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/009.jpg

Принцесса Вавилона, 1904-1910 гг.

0

7

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/010.jpg

"Princess of Babylon1", 1904-1910 гг.

0

8

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/011.jpg

"Portrait of Lily Damita", 1925-26 гг.

0

9

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/012.jpg

Букет роз.

0

10

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/016.jpg

Елисейские поля, 1903.

0

11

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/017.jpg

Цикламен, 1919.

0

12

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/018.jpg

Роковая женщина, 1905.

0

13

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/019.jpg

Femme а lґeventail, 1920 год.

0

14

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/022.jpg

La Signorina Genevieve Vix nella parte di Salome, 1920 г.

0

15

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/023.jpg

La terrassea deauville, 1925 год.

0

16

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/024.jpg

Lailla, 1908 год.

0

17

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/025.jpg

Каир, 1928.

0

18

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/026.jpg

Мария

0

19

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/027.jpg

Moonlit Landscape, 1912 год

0

20

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/028.jpg

Nude Model. 1907 год.

0

21

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/029.jpg

Paris, Le Pont des Arts

0

22

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/030.jpg

0

23

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/032.jpg

0

24

http://art-arts.ru/Xudojniki/KeesvanDongen/033.jpg

0


Вы здесь » Уголок эстета » Фовизм » Кес ван Донген