Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Экспрессионизм » Оскар Кокошка


Оскар Кокошка

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Оскар Кокошка

О́скар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия — 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) — австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.

Биография и творчество

По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. В 1903—1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт. В 1908 г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов, близких к Климту. Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе). Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос, к этому периоду относятся портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.). В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским. В 1911—1913 пережил бурный роман с известной венской красавицей Альмой Малер, на тот момент — вдовой знаменитого композитора и дирижёра Густава Малера (позже она была замужем за архитектором Вальтером Гропиусом, а затем — за Францем Верфелем). Неспособный избавиться от мучительных воспоминаний о ней, Кокошка в 1919 заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш» (1925).

Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным. В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В 1919—1924 гг. Кокошка был профессором Дрезденской Академии художеств. По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана опера Эрнста Кшенека (1923).

В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях.

В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале. О них отрицательно отозвался Муссолини, которого поддержали в этом пронацистские власти в Вене (в 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами).

В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения — в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С 1947 г. жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал. В 1952—1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа». В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драме Ибсена, 1961).

В 1981 г. большие ретроспективные выставки работ Кокошки прошли в Лондоне и Нью-Йорке, в 1986 — в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма.

0

2

КОКОШКА, ОСКАР (Kokoschka, Oskar) (1886–1980), австрийский живописец, график, поэт и драматург, родился в Пёхларне 1 марта 1886; в 1904–1909 учился в Художественно-промышленной школе в Вене. До Первой мировой войны жил в основном в Берлине и Вене, бывал в Швейцарии, Париже и Мюнхене. В 1908 принимал участие в деятельности первого Берлинского Сецессиона. Во время войны был на фронте. В 1920–1924 Кокошка преподавал в Академии художеств в Дрездене. Затем много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, периодически жил в Париже, Вене, Праге и Лондоне. Умер Кокошка в Монтрё (Швейцария) 22 февраля 1980.

В произведениях Кокошки прослеживаются изменения стиля и интересов. До Первой мировой войны он специализировался на портретах, которые замечательны глубиной проникновения во внутреннюю жизнь модели. Стиль художника этого периода характеризуется тонкой линеарной трактовкой форм и свободой от описательного реализма (Портрет доктора Фореля, Берлин, частное собрание). Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи (Автопортрет, Нью-Йорк, Музей современного искусства), но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром. Интровертный характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах (Эльба близ Дрездена, Детройт, Институт искусств, и Марсельский порт, Сент-Луис, Городской музей искусств). Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье, но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку (Гора Маттерхорн, Цюрих, собрание Х.Лютйенс). В 1956 были опубликованы избранные литературные произведения, созданные художником в 1907–1955.

Забытый экспрессионист Оскар Кокошка

В конце девятнадцатого века в Европе зародилось авангардистское течение экспрессионизм, главной тенденцией которого было выражение эмоциональной характеристики образа или эмоционального состояния самого художника. Течение это как одно из самых влиятельных художественных движений формировалось в основном на немецкой и австрийской почве. Экспрессионизм показал миру многих великолепных художников, таких как Отто Дикс, Эгон Шигле и Эдвард Мунк.

Среди немецких экспрессионистов есть и имя австрийца чешского происхождения Оскара Кокошки - одного из столпов, ведущих художников этого течения в искусстве.

Оскар Кокошка родился в Австро-Венгрии, в Пёхларне 1 марта 1886 года в семье известного чешского ювелира. Учился в Венской Школе искусств и ремесел, стипендии в которой для него добился его учитель, пораженный способностями Кокошки в рисовании. Правда, там Кокошка учился без особого рвения - его больше увлекало сочинения драм в стихах: «Сфинкс и соломенное чучело», «Убийца - надежда женщин», афиша к которой стала одним из главных произведений экспрессионизма, а сама постановка этой пьесы в 1910 году вызвала скандал, лишивший Кокошку стипендии.

До этого скандала Кокошка начал работать на «Венские мастерские» - объединение мастерских художников и ремесленников - рисовал почтовые открытки с виньетками. Тогда он начал подписывать свои творения монограммой «ОК», сохранив эту незамысловатую подпись и в дальнейшем. Кроме того, в 1908 году Кокошка публикует сборник стихов «Мечтающие мальчики» и участвует в выставке, организованной «Венскими мастерскими». После этой выставки Кокошка получил репутацию «великовозрастного сорванца» - представленные работы были все сплошь изображениями обнаженных девушек.

В 1908 году архитектор Адольф Лоос, один из зачинателей модерна в европейской архитектуре, ввел Кокошку в артистические круги, многие из членов которых стали моделями для художника. Именно тогда Кокошка создал знаменитую серию «психологических» портретов, отличавшуюся неповторимым индивидуальным стилем: неровные линии, мерцающие краски, невероятная эмоциональность. Кокошка не просто писал портреты, он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели: «Люди жили в безопасности, но все они испытывали страх. Я узнавал его, несмотря на изысканный, барочный образ их жизни. Я делал портреты этих людей в их тревоге и страдании».

В 1909 году, в сопровождении того же Лооса,  Кокошка совершил путешествие по Швейцарии. Там он написал несколько альпийских пейзажей. Это был его первый опыт в таком жанре, и позже он к нему вернется и посвятит ему все свое творчество. Потом Кокошка отправился в Берлин, где, благодаря знакомству с Эрнстом Людвигом Кирхнером и Карлом Шмидт-Ротлуффом, стиль художника стал более экспрессивным, а цвета более насыщенными. После посещения Италии и знакомства с венецианской живописью, работы Кокошки стали еще динамичнее.

Потом случилась Первая мировая война, на которую Кокошка ушел добровольцем. На Галицком фронте Кокошка был тяжело ранен, пережил плен, был признан психически нестабильным. Вдобавок ко всему, художника бросила Альма Малер, вдова композитора Густава Малера, которую Кокошка любил безумно, что не могло не отразиться на его живописи. Работы того периода мрачны, трагичны и напряженны.

После ранения Кокошка лечился в Дрездене, где получил профессорский пост в Дрезденской академии. Тогда же он начинает снова работать для театра и оперы, техника художника меняется: если раньше картины были экспрессивны и насыщены, то сейчас они становятся более целостными. Там же, в Дрездене, Кокошка начинает писать пейзажи, запечатлевая на холстах виды города. Экспрессионизм в работах художника становится не таким выраженным, хотя и возвращается в автопортретах и язвительных анималистических этюдах.

В 1924 году Кокошка покидает Дрезден и отправляется в длительное путешествие по Европе, где активно занимается пейзажами, иногда обращаясь к манере импрессионистов.

Закончив путешествие, Кокошка вернулся в Вену, однако долго там не пробыл, через год перебравшись в Прагу, где и жил до 1938 года. В то время шла борьба нацистов с «дегенеративным искусством», а картины самого Кокошки были объявлены «вырожденческими». После подписания Мюнхенского соглашения (1938 год, согласно соглашению Чехословакия передавала Германии Судецкую область), Кокошка понял, что страна теряет суверенитет, и уехал в Лондон, через несколько лет став гражданином Британии. Еще через несколько лет Кокошка уехал жить в Вильнев, где и скончался в 1980 году в 93-летнем возрасте, будучи свободным, признанным, но второстепенным персонажем в художественном мире.

Дарья Завьялова

0

3

Оскар Кокошка  - третий в большом трио венских художников. Его обычно называют после Климта и Шиле. Но, если Климта у нас сейчас знают очень хорошо, благодаря моде на все декоративное, а имя Шиле время от времени можно услышать в связи со спорами о том, что является порнографией, а что - эротикой, то Кокошку у нас совершенно не знают. А зря - художник он весьма самобытный и интересный, широко известный во всем мире. Из наших его можно сравнить, пожалуй, что с Врубелем.

Смятенье чувств, смятенье красок

Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае в 1886 году. Его отец был чехом, и происходил из известного семейства пражских ювелиров. По-видимому, дела у него шли не слишком хорошо: Кокошка позже вспоминал: "От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился". Мать Оскара происходила из австрийской провинции Штирия. Она была замечательной рассказчицей и привила Оскару любовь к природе. Будущий художник был в семье вторым из их четырех сыновей. Когда Оскар был еще ребенком, семья переехала в Вену, где в 1891 году умер его старший брат.

     В детстве Кокошка не проявлял склонности к искусству. Он хотел изучать химию, но преподаватель, на которого произвели впечатление рисунки Оскара, рекомендовал его для обучения в Венской Школе Прикладного искусства. Кокошка поступил в Школу в 1905 году, тогда же он начал писать маслом, а в 1907 году он нашел работу в Венских художественных мастерских. Вскоре, однако, Оскар серьезно увлекся литературой. Он взялся переводить детскую книгу, но в результате написал собственный оригинальный текст. Свою первую книгу "Мечтающие юнцы" он сам и проиллюстрировал. Следом были написаны две пьесы "Сфинкс и чучело" и "Убийца, надежда женщин", они, как считают критики, положили начало театру экспрессионизма в Германии. Главными темами пьес Кокошки были: секс, насилие, и антагонизм между мужчиной и женщиной.

     В 1908 году работы Кокошки демонстрировались на выставке в Вене, которая была посвящена авангардистской группе, сформировавшейся вокруг Климта. Однако творчество Кокошки из-за сцен насилия и эротики вызвало отрицательную реакцию у традиционалистов, и в конце концов его отчислили из Школы Прикладного искусства. На одном из его рисунков 1906 года была изображена обнаженная авантюристка и танцовщица Мата Хари. Считалось, что она состояла на службе в немецкой разведке, в 1917 году она была расстреляна французами. В 1907 и 1908 годах Кокошка часто рисовал нагих девочек. Одной из его любимых моделей была Лилит Ланг, дочь Мэри Ланг, феминистки и соучредителя прогрессивного журнала "Женские документы".

     В 1909 году его работы демонстрировались на крупной выставке, а две пьесы были поставлены в небольшом открытом театре, рядом с выставкой. Сцены насилия опять вызвали скандал, после чего и Художественные мастерские перестали давать заказы Кокошке. Однажды, в одной из венских пивных, он выпил больше всех и выиграл пари. Его главным болельщиком был архитектор-модернист Адольф Лоос, который устроил ему несколько частных заказов. Вскоре Кокошка написал портрет сатирика Карла Кроса, редактора журнала "Факел". Крос по этому поводу сказал: "Весьма возможно, что те, кто знают меня, не будут узнавать меня на портрете. Но те, кто не знают - точно признают".

     В 1910 удача улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин и был принят Хервартом Вальденом, энергичным владельцем и редактором журнала "Буря". Редактор поручил Кокошке делать рисунки для обложки журнала, и почти каждый номер выходил с его обложкой. Ему также устроили контракт с влиятельным дилером Паулем Кассирером. В 1911 году Кокошка возвратился в Вену, и был назначен помощником преподавателя в школу, откуда его когда-то отчислили. Тогда же в Вене состоялась его крупная выставка, которую посетил эрц-герцог Франц Фердинанд. Наследник трона, правда, воскликнул с негодованием: "Этому господину нужно переломать кости!"

     В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене.

     К 1913 году его отношения с Альмой Малер стали напряженными. Мать Кокошки была категорически против его романа, и даже говорила, что застрелит Альму. Однажды, когда влюбленные путешествовали по Италии, им пришлось наблюдать жестокую сценку в аквариуме Неаполя: морское насекомое жалило и парализовало рыбу. Кокошка счел это символом своих отношений с любовницей.

     Он был все еще опальной персоной, когда начал преподавать искусство в венской школе благородных девиц, директриса которой была известна своими прогрессивными взглядами. Однако некоторые из родителей настоятельно возражали против этого, и в результате австрийское правительство отстранило его от преподавательской деятельности. Война, которая вспыхнула в Европе, казалось, должна была все списать. Адольф Лоос использовал свое влияние, чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в драгунский полк, славный своими красивыми мундирами. Как только об этом сообщила официальная газета, Кокошку в шикарном наряде сфотографировали, и открытки с его изображением стали продаваться в магазинах, рядом с портретами известных актрис.

     В начале 1915 года Кокошка был серьезно ранен в Галиции, пуля попала в голову, а штык пробил легкое. Он лечился в Брно и Вене, начал писать пьесу "Орфей и Эвридика", познакомился с поэтами Рильке и Гофмансталем, но вскоре был опять отправлен на фронт, где окончательно потерял здоровье, получив контузию.

     Некоторое время Кокошка провел в Стокгольме, где консультировался у невропатолога, и затем уехал на лечение в Дрезден. После войны политическая ситуация в Дрездене была весьма нестабильна, также, как и всюду в Германии. Кокошка стал членом маленькой левой богемной группы. Здесь он был известен, как "безумный Кокошка". Он страдал, как физически, так и морально. Возможно, это было связано с последствиями его романа с Альмой. Чтобы избавиться от навязчивых идей, он попросил портниху сшить ему тряпочную женщину в натуральную величину, с которой он разговаривал, и даже брал ее с собой в оперу.

     В 1919 году Кокошка был официально назначен профессором Дрезденской Академии, и переехал в красивый дом со студией. Его жизнь пошла в гору. Это было время надежд. Композитор Пауль Хиндемит поставил в Дрезденской Государственной Опере музыкальный спектакль по его пьесе "Убийца, надежда женщин". В 1922 году Кокошка был приглашен на венецианское биеннале. Его здоровье теперь улучшилось, и он ведет активный образ жизни. Он оставил свой пост в Дрезденской Академии в 1924 году, просто сообщив об этом швейцару, и покинул город прежде, чем его намерения были обнаружены. Выгодный контракт с финансистом Кассирером дал ему средства для того, чтобы путешествовать. Используя Мюнхен как отправную точку, он объехал всю Европу, и даже побывал в Северной Африке, Египете, Турциии и Палестине. 1931 год принес ему большой успех, несмотря на темнеющий политический горизонт, у него прошли выставки в Кунстхалле в Мангейме и в Галери Жорж в Париже, где его тепло встретила парижская публика. Триумф, однако, обернулся конфликтом. Кокошка требовал большей независимости от своих дилеров; они, в свою очередь, стремились к абсолютному контролю над его творчеством. Кокошка порвал с ними, и обменялся резкими заявлениями в газете.

     В 1932 году Кокошка еще раз показал свои картины в Венеции на биеннале, но теперь его встретили здесь неоднозначно. Муссолини дал понять, что не любит творчество Кокошки, и профашистская печать в Германии выступила с рядом нападок на художника. К 1933 году его финансы истощились, и он оставил Париж и переехал в Вену, чтобы быть ближе к матери. Он чувствовал себя неловко в городе, управляемом фашистской администрацией Канцлера Доллфасса, и после смерти матери в том году, уехал в Прагу, и принял чешское гражданство. Австрийское правительство пробовало вернуть художника, предлагая ему руководство Школой прикладного искусства. В 1937 прошла его ретроспективная выставка в Австрийском музее искусства и индустрии, в то же самое время более четырех сотен его работ были удалены от немецких музеев. В Праге он встретил Ольгу Павловску, которая позже стала его женой. В это время началась война в Испании, и Кокошка горячо поддержал республиканцев.

     Мюнхенское соглашение 1938 года сделало Прагу небезопасным убежищем. В сентябре Кокошка уехал в Англию. Там было безопасно, к тому же в Англии его искусство было хорошо известно. Однако супруги были отчаянно бедны, в 1939 году они поселились, где дешевле - в Корнуолле. Оскар рисовал местные пейзажи акварелью, а Ольга торговала выпечкой в магазине, чтобы как-то свести концы с концами. В следующем году, они перебрались в Лондон, поскольку Кокошка был убежден, что соседи с подозрением относились к ним. Но Лондон угнетал его: "Что я должен сделать в этом дыре (так он называл свою лондонскую квартиру)? Я должен придумать новые темы для моих картин. Когда наступает весна, я чувствую себя, как перелетная птица, хочется оставить город и рисовать что-то простое, например, кузнечиков. Когда я возвращаюсь в город, пейзажи превращаются в политические картины. Мучают сердечные боли, но я не могу от этого избавиться".

     Благосостояние Кокошки улучшается после войны. В 1945 году он получил символическую награду в разбитой войной Вене: выставку, в которой, кроме его картин, были представлены работы Климта и Шиле, к тому времени обоих их уже не было в живых. В 1947 году была большая ретроспективная выставка в Кунстхалле в Берне, а в 1952 году его творчеству было посвящено 26-е биеннале в Венеции. Кокошка стал британским гражданином в 1947 году, но он не стремился оставаться в стране, где чувствовал себя неуютно. В 1953 году он возглавил международную Летнюю академию изобразительного искусства в Зальцбурге, и таким образом, восстановил связь с Австрией, где начал свою карьеру, и в этом же году поселился на одном из курортов Женевского озера. Теперь он был чрезвычайно знаменитым художником, но держался в стороне от политической и общественной жизни, поэтому его смерть в 1980 году на курорте в Монтрё прошла довольно незаметно.

     В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели. Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма. Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи. Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром. Интровертный характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах. Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье, но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку.

                                    По тексту Эдварда Льюси-Смит

0

4

[реклама вместо картинки]
Оскар Кокошка. Прага.

0

5

[реклама вместо картинки]
Невеста ветра. 1914.
(Посвящение Альме Малер)

0

6

http://intoclassics.net/_pu/0/89836.jpg

+1

7

http://intoclassics.net/_pu/0/s04064.jpg

+1

8

http://intoclassics.net/_pu/0/s71748.jpg

+1


Вы здесь » Уголок эстета » Экспрессионизм » Оскар Кокошка


Создать форум.