Оскар Кокошка - третий в большом трио венских художников. Его обычно называют после Климта и Шиле. Но, если Климта у нас сейчас знают очень хорошо, благодаря моде на все декоративное, а имя Шиле время от времени можно услышать в связи со спорами о том, что является порнографией, а что - эротикой, то Кокошку у нас совершенно не знают. А зря - художник он весьма самобытный и интересный, широко известный во всем мире. Из наших его можно сравнить, пожалуй, что с Врубелем.
Смятенье чувств, смятенье красок
Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае в 1886 году. Его отец был чехом, и происходил из известного семейства пражских ювелиров. По-видимому, дела у него шли не слишком хорошо: Кокошка позже вспоминал: "От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился". Мать Оскара происходила из австрийской провинции Штирия. Она была замечательной рассказчицей и привила Оскару любовь к природе. Будущий художник был в семье вторым из их четырех сыновей. Когда Оскар был еще ребенком, семья переехала в Вену, где в 1891 году умер его старший брат.
В детстве Кокошка не проявлял склонности к искусству. Он хотел изучать химию, но преподаватель, на которого произвели впечатление рисунки Оскара, рекомендовал его для обучения в Венской Школе Прикладного искусства. Кокошка поступил в Школу в 1905 году, тогда же он начал писать маслом, а в 1907 году он нашел работу в Венских художественных мастерских. Вскоре, однако, Оскар серьезно увлекся литературой. Он взялся переводить детскую книгу, но в результате написал собственный оригинальный текст. Свою первую книгу "Мечтающие юнцы" он сам и проиллюстрировал. Следом были написаны две пьесы "Сфинкс и чучело" и "Убийца, надежда женщин", они, как считают критики, положили начало театру экспрессионизма в Германии. Главными темами пьес Кокошки были: секс, насилие, и антагонизм между мужчиной и женщиной.
В 1908 году работы Кокошки демонстрировались на выставке в Вене, которая была посвящена авангардистской группе, сформировавшейся вокруг Климта. Однако творчество Кокошки из-за сцен насилия и эротики вызвало отрицательную реакцию у традиционалистов, и в конце концов его отчислили из Школы Прикладного искусства. На одном из его рисунков 1906 года была изображена обнаженная авантюристка и танцовщица Мата Хари. Считалось, что она состояла на службе в немецкой разведке, в 1917 году она была расстреляна французами. В 1907 и 1908 годах Кокошка часто рисовал нагих девочек. Одной из его любимых моделей была Лилит Ланг, дочь Мэри Ланг, феминистки и соучредителя прогрессивного журнала "Женские документы".
В 1909 году его работы демонстрировались на крупной выставке, а две пьесы были поставлены в небольшом открытом театре, рядом с выставкой. Сцены насилия опять вызвали скандал, после чего и Художественные мастерские перестали давать заказы Кокошке. Однажды, в одной из венских пивных, он выпил больше всех и выиграл пари. Его главным болельщиком был архитектор-модернист Адольф Лоос, который устроил ему несколько частных заказов. Вскоре Кокошка написал портрет сатирика Карла Кроса, редактора журнала "Факел". Крос по этому поводу сказал: "Весьма возможно, что те, кто знают меня, не будут узнавать меня на портрете. Но те, кто не знают - точно признают".
В 1910 удача улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин и был принят Хервартом Вальденом, энергичным владельцем и редактором журнала "Буря". Редактор поручил Кокошке делать рисунки для обложки журнала, и почти каждый номер выходил с его обложкой. Ему также устроили контракт с влиятельным дилером Паулем Кассирером. В 1911 году Кокошка возвратился в Вену, и был назначен помощником преподавателя в школу, откуда его когда-то отчислили. Тогда же в Вене состоялась его крупная выставка, которую посетил эрц-герцог Франц Фердинанд. Наследник трона, правда, воскликнул с негодованием: "Этому господину нужно переломать кости!"
В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене.
К 1913 году его отношения с Альмой Малер стали напряженными. Мать Кокошки была категорически против его романа, и даже говорила, что застрелит Альму. Однажды, когда влюбленные путешествовали по Италии, им пришлось наблюдать жестокую сценку в аквариуме Неаполя: морское насекомое жалило и парализовало рыбу. Кокошка счел это символом своих отношений с любовницей.
Он был все еще опальной персоной, когда начал преподавать искусство в венской школе благородных девиц, директриса которой была известна своими прогрессивными взглядами. Однако некоторые из родителей настоятельно возражали против этого, и в результате австрийское правительство отстранило его от преподавательской деятельности. Война, которая вспыхнула в Европе, казалось, должна была все списать. Адольф Лоос использовал свое влияние, чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в драгунский полк, славный своими красивыми мундирами. Как только об этом сообщила официальная газета, Кокошку в шикарном наряде сфотографировали, и открытки с его изображением стали продаваться в магазинах, рядом с портретами известных актрис.
В начале 1915 года Кокошка был серьезно ранен в Галиции, пуля попала в голову, а штык пробил легкое. Он лечился в Брно и Вене, начал писать пьесу "Орфей и Эвридика", познакомился с поэтами Рильке и Гофмансталем, но вскоре был опять отправлен на фронт, где окончательно потерял здоровье, получив контузию.
Некоторое время Кокошка провел в Стокгольме, где консультировался у невропатолога, и затем уехал на лечение в Дрезден. После войны политическая ситуация в Дрездене была весьма нестабильна, также, как и всюду в Германии. Кокошка стал членом маленькой левой богемной группы. Здесь он был известен, как "безумный Кокошка". Он страдал, как физически, так и морально. Возможно, это было связано с последствиями его романа с Альмой. Чтобы избавиться от навязчивых идей, он попросил портниху сшить ему тряпочную женщину в натуральную величину, с которой он разговаривал, и даже брал ее с собой в оперу.
В 1919 году Кокошка был официально назначен профессором Дрезденской Академии, и переехал в красивый дом со студией. Его жизнь пошла в гору. Это было время надежд. Композитор Пауль Хиндемит поставил в Дрезденской Государственной Опере музыкальный спектакль по его пьесе "Убийца, надежда женщин". В 1922 году Кокошка был приглашен на венецианское биеннале. Его здоровье теперь улучшилось, и он ведет активный образ жизни. Он оставил свой пост в Дрезденской Академии в 1924 году, просто сообщив об этом швейцару, и покинул город прежде, чем его намерения были обнаружены. Выгодный контракт с финансистом Кассирером дал ему средства для того, чтобы путешествовать. Используя Мюнхен как отправную точку, он объехал всю Европу, и даже побывал в Северной Африке, Египете, Турциии и Палестине. 1931 год принес ему большой успех, несмотря на темнеющий политический горизонт, у него прошли выставки в Кунстхалле в Мангейме и в Галери Жорж в Париже, где его тепло встретила парижская публика. Триумф, однако, обернулся конфликтом. Кокошка требовал большей независимости от своих дилеров; они, в свою очередь, стремились к абсолютному контролю над его творчеством. Кокошка порвал с ними, и обменялся резкими заявлениями в газете.
В 1932 году Кокошка еще раз показал свои картины в Венеции на биеннале, но теперь его встретили здесь неоднозначно. Муссолини дал понять, что не любит творчество Кокошки, и профашистская печать в Германии выступила с рядом нападок на художника. К 1933 году его финансы истощились, и он оставил Париж и переехал в Вену, чтобы быть ближе к матери. Он чувствовал себя неловко в городе, управляемом фашистской администрацией Канцлера Доллфасса, и после смерти матери в том году, уехал в Прагу, и принял чешское гражданство. Австрийское правительство пробовало вернуть художника, предлагая ему руководство Школой прикладного искусства. В 1937 прошла его ретроспективная выставка в Австрийском музее искусства и индустрии, в то же самое время более четырех сотен его работ были удалены от немецких музеев. В Праге он встретил Ольгу Павловску, которая позже стала его женой. В это время началась война в Испании, и Кокошка горячо поддержал республиканцев.
Мюнхенское соглашение 1938 года сделало Прагу небезопасным убежищем. В сентябре Кокошка уехал в Англию. Там было безопасно, к тому же в Англии его искусство было хорошо известно. Однако супруги были отчаянно бедны, в 1939 году они поселились, где дешевле - в Корнуолле. Оскар рисовал местные пейзажи акварелью, а Ольга торговала выпечкой в магазине, чтобы как-то свести концы с концами. В следующем году, они перебрались в Лондон, поскольку Кокошка был убежден, что соседи с подозрением относились к ним. Но Лондон угнетал его: "Что я должен сделать в этом дыре (так он называл свою лондонскую квартиру)? Я должен придумать новые темы для моих картин. Когда наступает весна, я чувствую себя, как перелетная птица, хочется оставить город и рисовать что-то простое, например, кузнечиков. Когда я возвращаюсь в город, пейзажи превращаются в политические картины. Мучают сердечные боли, но я не могу от этого избавиться".
Благосостояние Кокошки улучшается после войны. В 1945 году он получил символическую награду в разбитой войной Вене: выставку, в которой, кроме его картин, были представлены работы Климта и Шиле, к тому времени обоих их уже не было в живых. В 1947 году была большая ретроспективная выставка в Кунстхалле в Берне, а в 1952 году его творчеству было посвящено 26-е биеннале в Венеции. Кокошка стал британским гражданином в 1947 году, но он не стремился оставаться в стране, где чувствовал себя неуютно. В 1953 году он возглавил международную Летнюю академию изобразительного искусства в Зальцбурге, и таким образом, восстановил связь с Австрией, где начал свою карьеру, и в этом же году поселился на одном из курортов Женевского озера. Теперь он был чрезвычайно знаменитым художником, но держался в стороне от политической и общественной жизни, поэтому его смерть в 1980 году на курорте в Монтрё прошла довольно незаметно.
В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели. Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма. Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи. Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром. Интровертный характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах. Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье, но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку.
По тексту Эдварда Льюси-Смит