Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Общий форум по живописи » Итало-византийское искусство и Готика


Итало-византийское искусство и Готика

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Итало-византийское искусство и Готика



Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е., относящийся к германскому племени готов), художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы и существовавший между серединой 12 и 15–16 веками. Готическое искусство, сменившее романский стиль, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным в своих основах, было соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной и своего рода сводом знаний о ней стал готический собор, смелая и сложная каркасная конструкция которого, весь художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой системой их соподчинения, выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человеческого коллектива. Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей). В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, своего рода динамичной открытостью пластики, в которой органически переплелись лиризм и трагическая аффектация, возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск и сатирическая, фольклорная образность. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства носили религиозную окраску и были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. И все же глубокая одухотворенность, необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов готики.

Единое в своих духовных основах искусство Готики в разных странах и регионах Европы обретало собственную оригинальную окраску. Во Франции, на родине Готики, классическую завершенность приобрел тип готического собора – многонефной базилики с озаренным цветным мерцанием витражей интерьером и двухбашенным западным фасадом, украшенным статуями. Во французской поздней Готике получили распространение скульптурно - живописные алтари, сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической экспрессией, появились росписи на светские сюжеты. В Германии эпохи Готики сложились типы зальной церкви и однобашенного кафедрального собора; готическая немецкая скульптура выделяется жизненной конкретностью и монументальностью образов, мощной пластической экспрессией. В готической архитектуре Англии строгая геометрическая простота объемов как бы компенсируется богатством и сложностью резного декора на сводах и фасадах.

В Италии в 13–14 веках элементы Готики включались в романскую по духу архитектуру соборов: стрельчатые готические арки и своды, изощренный декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров. Одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса. Этот величайший культурный переворот в искусстве был облегчен наличием античных памятников, которыми изобиловала древняя италийская земля. Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции. В тех районах Италии, которые играли ведущую роль в культурном развитии страны, основной ячейкой общественной жизни очень рано стали не монастырь, не двор короля и не поместье синьора, а городская коммуна. Этим объясняется сравнительно большая свобода итальянских мастеров от догматики, нормативности, схоластического налета, торжествовавших там, где церковь крепко держала искусство в своих руках.

В период, предшествующий эпохе Возрождения, Италия явилась пунктом скрещения нескольких средневековых культур. В отличие от других стран здесь равно значительное выражение нашли обе основные линии средневекового искусства Европы — византийская и романо-готическая, осложненные в отдельных областях Италии воздействием искусства Востока. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. От византийской живописи итальянский Проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов; готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного восприятия действительности. Но еще более важным было то, что Италия явилась хранительницей художественного наследия античного мира. В той или иной форме античная традиция находила свое преломление уже в средневековом итальянском искусстве, например в скульптуре времени Гогенштауфенов, но только в эпоху Возрождения, начиная с 15 века, античное искусство открылось глазам художников в своем истинном свете как эстетически совершенное выражение закономерностей самой действительности. Совокупность названных факторов создала в Италии наиболее благоприятную почву для зарождения и подъема ренессансного искусства.

Собственные варианты Готики складывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше. Эстонии, Латвии, Литве и других странах Европы.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для возникновения культуры Возрождения, на протяжении 16 века почти повсеместно вытеснившей искусство Готики.

Представители:

Арнольфо ди Камбио
Никколо ди Сер Соццо
Берлингьеро
Буффальмакко
Вигорозо да Сиена
Гвидо ди Грациано
Диетисальви ди Спеме
Коппо ди Марковальдо
Джованнетти Маттео
Чимабуэ Джованни

   


Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе
материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой),
"Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

0

2

Спасибо, что создала темку готика и Итало-византийское искусство=)
Руки не добирались

Никколо ди Сер Соццо
http://smallbay.ru/artitaly/images/niccoloser01.jpg
Мадонна с младенцем и четырьмя святыми, 1362, Пинакотека, Сиена

+1

3

http://smallbay.ru/artitaly/images/vigorozo01.jpg

+1


Вы здесь » Уголок эстета » Общий форум по живописи » Итало-византийское искусство и Готика


Создать форум.