Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Знаменитые музы » Форнарина


Форнарина

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Форнарина



[реклама вместо картинки]
Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция

Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») (к. XV — 1-я пол. XVI вв.) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornarino).

Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования.



Биография и работы Рафаэля

Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519) и «Донна Велата» (1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом «Сикстинской Мадонны», а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например, «Мадонну делла Седия» и «Фригийскую сивиллу», а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).

Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3 000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana).

Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник  потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.

Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.

Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.

0

2

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/97/Donna_velata.jpg

0

3

В произведениях других мастеров

Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.

Копиями рафаэлевской «Форнарины» являются т. н. «Форнарина Боргезе» (La Fornarina Borghese), написанная в 1530 г. Рафаэллино дель Колле и «Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Виктория Колонна» (Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), созданный в сер. XVI в. художником римской школы. «Форнарина Боргезе» повторяет настоящую рафаэлевскую, но без пейзажного фона.

Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг. Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо в 1968  г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело, и т. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси.

В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо. В 1944 г. в Италии был снят фильм «Форнарина». Маргерита Лути — один из трёх персонажей французского эротического фильма 1979 г. «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal), реж. Валериан Боровчик.

Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля» для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине «Форнарина» рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное.

Латышский писатель Зигмундс Скуиньш в 1964 г. написал роман «Форнарина».

0

4

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5f/Jean_auguste_dominique_ingres_raphael_and_the_fornarina.jpg
Энгр, «Рафаэль и Форнарина»

0

5

Интересные факты

Легенда о смерти Рафаэля послужила источником язвительной остроты:

Ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом! Он поднялся и пошел искать ее. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. Форнарина не сопротивлялась. И напрасно. Потому что во время этого буйного эротического действа художник умер. Любопытно, что подобная история уже в наше время приключилась с неким советским художником, и его коллега, думается, не без зависти, обронил по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…бывает же...» .

0

6

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7b/Raffael_045.jpg
Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Барберини, Рим

0

7

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Ingre%2C_Grande_Odalisque.jpg
Энгр, «Большая одалиска», 1814, Лувр, Париж

0

8

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Raffael_051.jpg
Рафаэль, «Сикстинская Мадонна», 1512—1513 г., Галерея старых мастеров, Дрезден

0

9

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Romano_pushkin.jpg
Джулио Романо, «Дама за туалетом, или Форнарина», ГМИИ (передана из Эрмитажа)

0


Вы здесь » Уголок эстета » Знаменитые музы » Форнарина


Создать форум.