Перуджино Пьетро (Perugino Pietro) (около 1450-1523)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. О юных годах Перуджино почти ничего не известно. Согласно Джордж Вазари учился сперва в Перудже (отсюда и его прозвище — «перуджинец»). Настоящее имя художника Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci). Мастер умбрийской школы, Перуджино испытал влияние Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, нидерландских художников, а также Андреа дель Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции он работал с 1470. Перуджино жил в Перудже, Риме, Флоренции, Венеции, Сиене и других городах Италии. Живопись Перуджино отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые ландшафты Умбрии.
В 1470-е годы Перуджино написал целый ряд алтарных образов (“Поклонение волхвов”, около 1475; и др.). Получив достаточную известность, был приглашен в Рим, где по поручению папы Сикста VI расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане (1478-1482). Позднее, в 1536, большая часть этих росписей была уничтожена, чтобы освободить место для “Страшного суда” Микеланджело. Единственной сохранившейся Сикстинской фреской Перуджино, написанной им целиком собственноручно, является знаменитая «Передача ключей апостолу Петру». Творчески усвоив разнородные влияния, Перуджино выработал свой собственный метод, полный глубоко прочувствованной, умиротворенной гармонии; в «Передаче ключей» эта гармония усилена и просторным городским антуражем, в центре которого, как символ будущей Церкви (первосвященником которой становится Петр), красуется центрический храм, идеально отвечающий архитектурным принципам ренессансного гуманизма.
Перуджино и впоследствии не раз писал фрески (росписи училища Колледжо-дель-Камбио в Перудже, с 1496; и др.), однако вошел в историю все же, в первую очередь, как мастер алтарной картины. Именно в его творчестве сформировался тот классический тип большого живописного алтаря, который в полной мере именно «классичен», будучи основанным на глубоко композиционно и колористически продуманном, чуждом резких диссонансов, равновесии. Такое равновесие вкупе с мягким, задумчивым лиризмом характерно для лучших его произведений (“Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем”, 1480-е; “Видение святого Бернара”, 1491; и др.). Эта созерцательная задумчивость доминирует даже в предельно драматическом по своему сюжету “Положении во гроб” (1507).
Перуджино работал в разных областях Италии, а особенно в Умбрии; пожалуй, более всего он известен как учитель Рафаэля, чьи ранние произведения столь близки манере этого мастера. Молодой Рафаэль работал в мастерской Перуджино на рубеже 15-16 веков (после 1494). Впрочем, вполне возможно, что последний был не столько непосредственным учеником Перуджино, сколько его подражателем (в ранние годы) и продолжателем. Предполагают также, что они сотрудничали друг с другом, в том числе в росписях Колледжо-дель-Камбио.
Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность произведений Перуджино (фреска “Передача ключей апостолу Петру” в Сикстинской капелле , 1481-1482, Ватикан; “Оплакивание Христа”, около 1494-1495, Уффици ), созданный им своеобразный лирически-проникновенный тип Мадонны (“Мадонна с младенцем”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва) оказали значительное воздействие на его ученика Рафаэля. Во всяком случае, в историю Перуджино вошел как главный наставник юного Рафаэля, завещавший ему свои творческие принципы, которые имели и вполне самоценное значение, пролагая путь «ренессансному классицизму». Скончался Перуджино в феврале 1523 в Фонтиньяно.