Жозефина - вечная мечта Наполеона
[реклама вместо картинки]
Императрица Жозефина. Франсуа Жерар, 1801 год
Наполеон, приняв решение порвать брачные узы с Жозефиной, писал: "Я требую, чтобы она пожизненно сохранила титул и звание коронованной императрицы, а главное, чтобы она, самый дорогой мой человек, никогда не сомневалась в моем к ней чувстве". Рассказывает кандидат искусствоведения Елена Григорьевна Фолина.
В исторических романах о наполеоновской эпохе Жозефина - первая жена Наполеона - традиционно предстает женщиной небольшого ума, расточительной светской дамой. Возникает вопрос: чем могла столь беспорядочная и легкомысленная особа покорить этого великого человека, во власти которого "оказалось полмира"?
Многочисленные признания Наполеона, адресованные Жозефине, свидетельствуют о его искренней любви к ней. Любви, которая забывала все причиненные обиды и прощала многочисленные измены. "Ты одна - счастье и мука жизни моей"; "не прошу у тебя ни вечной любви, ни верности. День, когда ты скажешь: "Я люблю тебя меньше", будет последним днем моей любви или последним в моей жизни".
Жизнь Жозефины, ее путь от малообразованной провинциальной креолки до первой женщины Европы - урок женской предприимчивости и торжества изощренного и глубокого ума.
Она была выдана замуж в возрасте неполных шестнадцати лет за виконта Богарне. Муж, быстро сделавший Жозефину дважды матерью, обманул и покинул ее. Обществу она представлена не была, в свет не выезжала, женскими хитростями не владела. Муж появлялся дома на короткое время, не лукавя, признавался в том, что он ведет жизнь свободного человека, и упрекал юную жену в непривлекательности, невежливости и невежестве. Сама Жозефина впоследствии признается, что в оценке ее внешности и развития он был прав.
В период террора супруги оказываются в тюрьме. Он взойдет на плаху за несколько дней до освобождения, ее отпустят. Жозефине - 32 года. Она выглядит старше своих лет, кожа покрыта сеточкой морщин - креолки быстро созревают и очень рано стареют. На руках двое малолетних детей и - беспросветная нищета. Своей наперснице она скажет, что женская жизнь кончается и стоит попробовать продлить ее на несколько лет.
Перед ней - шумный и веселый Париж, бурная ночная жизнь которого напоминает пир во время чумы. Теперь ей ничто не мешает окунуться в круговерть света, выискивая богатых ухажеров. Весьма быстро Жозефина понимает, что у нее нет ни одного козыря: ни красоты, ни ума, ни молодости. И начинается в ее жизни период жесткого самовоспитания. "Учителями" становятся знатные дамы салонов, а первыми свидетелями успехов, "союзниками в войне против старости" - бесчисленные зеркала, которыми она украшает свое убогое жилище.
Вечерами Жозефина наблюдает за аристократками, а в течение дня повторяет их походку, манеру говорить, умение кокетливо здороваться. Осенью 1795 года, в разгар этих тайных уроков, Жозефина встретилась с будущим "властелином мира".
Главнокомандующий армии, молодой и вчера еще никому не известный генерал Бонапарт отдает приказ о разоружении парижан. К нему на аудиенцию прорывается мальчик с просьбой оставить на память шпагу погибшего отца. На следующий день с благодарностью приходит мать ребенка, вдова главнокомандующего Рейнской армии - виконтесса Жозефина де Богарне.
Бонапарту 26 лет, перед ним - дама, разменявшая четвертый десяток. Она кажется ему изящной и грациозной, благородной и гордой. Как интуитивно верно повела себя Жозефина! Она умело распределила роли в сцене благодарности: он - покровитель и благодетель, она - слабая просительница. Тщеславие будущего императора удовлетворено сполна. Понимая, что заинтересовала Бонапарта, Жозефина, тем не менее, не уверена, что стоит продолжать игру с этим "дерзким выскочкой".
Бонапарт возвращает вдове визит вежливости. Слепо влюбленный, он не замечает, что в доме Богарне, который Жозефина содержит в долг, его угощают из глиняных тарелок, а ножка ветхого кресла может в любую минуту подломиться. Он видит не стареющую даму, а нежную деву с каштановыми волосами и грациозными движениями, мужественную женщину, которая "тянет" двоих детей и нуждается в помощи. Он делает предложение. Ей, бесспорно, приятна любовь дикаря, не замечающего ее недостатков. Его страсть доказывает, что она еще молода и новоприобретенные манеры могут иметь успех не только у юного Бонапарта. Она "скашивает" около пяти лет, записавшись по метрикам умершей сестры, и оказывается всего лишь на два года старше жениха.
Они заключили брачный союз в то время, когда даже близкие соратники Бонапарта не предвидели его головокружительной карьеры. Влюбленный молодожен надолго отправляется в военные походы. Жозефина в отсутствие супруга предпочитает продолжать уроки самоусовершенствования и идти на поводу инстинктов. Каждый новый мужчина кажется ей "ангелом", она пускается в любовные приключения стремительно, без оглядки. Позже она признается, что не умела любить в разлуке, на расстоянии.
Со всех уголков света летят письма Наполеона. Иногда он по пятнадцать дней не снимает сапог, спит по три часа в сутки, не раздеваясь, но ежедневно посылает в Париж весточки: "Если ты меня уже не любишь, то мне нечего делать на земле"; "Если меня спросят, хорошо ли я спал, то, прежде чем ответить, мне нужно дождаться почты с сообщением, что ты хорошо отдохнула. Болезни и безумства людей пугают меня лишь при мысли, что они могут быть опасны для тебя. Пусть мой ангел-хранитель, покровительствовавший мне в самые опасные моменты, оберегает тебя, пусть лучше я останусь без его защиты". Его письма дышат любовью. Накануне сражений он молится перед ее портретами.
Она же не пропускает ни одного бала и ловко демонстрирует свое "мастерство": грациозно болтает чепуху, вовремя говорит комплименты, внимательно слушает. А дома "отрабатывает" приемы кокетства: замедленную леность движений, легкую слегка раскачивающуюся походку, скользящие мелкие шаги. Она учится садиться на край кресла и устраиваться в нем комочком, как птичка в гнездышке.
Она делает почти невозможное - меняет природные мимические привычки. Страдая от своих темных, изъеденных кариесом зубов, она выдумывает для себя грудной смех с чуть растянутыми губами. "Ни один человек не видел меня с открытым ртом", - признавалась она. Чтобы отвлечь внимание собеседника ото рта, она "отрабатывает" трепещущие движения ноздрями, а веки удлиняет темной линией. "Я не была красавицей, и мне приходилось играть роль красавицы, а недостатки компенсировать женственностью", - вспоминала она. Ее взор и голос ласкают, словно обещая особое внимание, но не гарантируя его.
Природа щедро одарила ее уникальным голосом, дивными мелодиями которого она очаровывает всех. Современники говорили, что даже слуги, проходя мимо комнаты Жозефины, останавливались, чтобы насладиться "переливами серебряного колокольчика" ее речи. Благодаря Жозефине в моду входит мягкая манера говорить, произнося твердые звуки словно под сурдинку.
Наполеон боготворит все в этой женщине. Отчаяние вызывает только ненаступающая беременность. Наполеон мечтает о наследнике, она желает подарить ему сына. Жозефина лечится на водах. По приезде рассказывает подругам о методах лечения. Самое сильное восстанавливающее средство - теплые минеральные ванны. Врачи считают, что действенны только те ванны, которые приносят усталость и вызывают сон.
Омолаживающие процедуры - горячие камфарные компрессы на лицо и маски из отварного картофеля. Доктора советуют при помощи клистиров всегда поддерживать кишечник в свободном состоянии. А утро на курорте начинается со стакана лимонада - так назывался лимонный сок, разбавленный минеральной водой. С тех пор Жозефина любила дарить соковыжималки для лимонов из позолоченного серебра.
Первая дама Республики никогда не употребляет духов, считая, что нет ничего лучше запаха чистого тела. Каждое утро Жозефина подолгу моется и натирается кремами и бальзамами. Ее чистоплотность была диковинной во времена, когда дамы предпочитали смывать грязь лосьонами и духами.
Жозефина, не без основания считавшая себя посредницей между императором и народом, покровительствует моде. На ее вкус равняются подданные. Гибкое тело, развитое охотой и прогулками, она не стесняет ни корсетом, ни лифчиком. Во времена фривольной вседозволенности она отказывается от прозрачных одеяний, ее платья имеют только одну рискованно открытую деталь, "подчеркивающую загадочность и тайну". Например, глубокое декольте, обнажающее верх груди с одной стороны, вторая была целомудренно прикрыта декоративным цветком, или при закрытом лифе - один глубокий разрез на юбке.
Прическе Жозефины подражают все аристократки: гладкие волосы, разделенные на пробор, оживляют локоны, падающие на лоб и плечи. Стремительно меняла Жозефина головные уборы: в виде цилиндра, берета, шлема. "Я сама придумала "конский хвост": фальшивый хвостик, напоминающий драгунский султан, который кокетливо выпускала из-под шляпки-каски".
По признанию самой Жозефины, третьей страстью ее жизни, после любви и нарядов, были цветы. В оранжереях и теплицах ее садовники открыли около двухсот новых видов растений. "Цветы лучше всяких нарядов украшают зрелую женщину", - учила Жозефина тридцатилетних подруг своей дочери. По утрам парикмахер Дюплан вплетал в волосы Жозефины нежные мелкие цветы, по вечерам - ее любимые розы, добавляя к ним жемчуга и бриллианты. Императрица отучила парижан от ярких румян. Античная бледность теперь сочетается с нежным оттенком смугловатых скул.
По мнению Жозефины, жена должна учиться делать то, что приятно ее мужу. Сама она часто разыгрывает обморочные комедии со вздохами, закатыванием глаз и театральным соскальзыванием на пол - Наполеон любит в ней слабость и хрупкость. Она по-девичьи краснеет и смущается, здороваясь с гостями. После завтрака читает газеты, занимается рукоделием, выдумывает невероятные истории и даже музицирует, разучив пьесу на арфе, - "все это забавляет моего мужа". Жозефина умышленно не скрывает от супруга, как следит за собой: утром - ванна и тщательный макияж, раз в неделю - маникюр, два раза в месяц - педикюр.
В поставленном ею спектакле жизни мужу отводилась роль главного зрителя, и она всегда показывала ему кремы, помады, бальзамы и эликсиры. Давала понять, что ради него старается стать символом красоты, образцом нежной женщины.
Жозефина так и осталась для Наполеона единственной, к ней в горячечном предсмертном бреду обращается одинокий узник острова Святой Елены. Из мемуаров: "Император не видел в своей супруге никаких недостатков. Она для него не старилась и не менялась и, если бы Жозефина смогла подарить супругу наследника его славы и власти - он никогда не смог бы ее оставить. В своих мечтах он так с ней и не расстался".