Биография
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, держал лавку. Мать увлекалась росписью керамики.
С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin[1]. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, 18-летний Анри получил право работать по этой специальности. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
Этапы творчества
1891: В поисках чистых красок. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки, их финансовое положение оставляло желать лучшего. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе, из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов.
Формы он растворял в цветовых плоскостях, избегая какой бы то ни было пространственной иллюзии. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк, их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику, и Луи Воксель, один из критиков, дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»).
1906: Обращение к декоративному искусству. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). Его представление о монументальном, декоративном искусстве нашло высшую форму отражения в двух больших настенных картинах, написанных в доме русского коллекционера Сергея Щукина: «Танец» (1909/1910) и «Музыка» (1910) — на обеих изображены красные тела. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913).В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.
В 1913-м Матисс вернулся из Марокко, в 1917-м окончательно перебрался на юг Франции, поселившись поначалу в пригороде Ниццы. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии, сложившейся не без влияния ранее не замеченного кубизма, и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и черного. В сером и черном любят искать отражения Первой мировой — он пытался пойти воевать добровольцем, но его не взяли по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных немцами территориях, брат попал в плен, сыновей призвали в армию, все друзья, в том числе Дерен и Брак, ушли на фронт. Надо думать, у него было не слишком спокойно на душе. И велик соблазн видеть это душевное неблагополучие в мрачноватом колорите и острых углах. Но сюжеты — купальщицы, натурщицы, марокканцы, домашние сценки, интерьеры и натюрморты. Никаких раненых и инвалидов, как у немецких "диких" — экспрессионистов. Критики часто поминают, что "Урок музыки" с мальчиком за роялем, чей кружевной пюпитр рифмуется с кружевной решеткой французского балкончика, которым эта домашняя идиллия отгородилась от остального мира, писался как раз в дни боев при Вердене — отчий дом художника был совсем рядом.Анри Матисс, впрочем, в тылу отсиживаться не хотел и с вопросом, чем помочь Франции, пошел к депутату Самба. Тому самому, который в 1912-м, когда палата депутатов всерьез обсуждала вопрос, а не запретить ли выставку кубистов, произнес историческую фразу "Жандармов звать не стоит" — считается, что тогда за искусством авангарда впервые официально признали право на инакомыслие. Депутат Самба, одаренный журналист, который позже напишет про Матисса первую монографию, посоветовал художнику продолжать заниматься хорошей живописью.
1917—1929: В Ницце. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. В 1930 американец Элберт Барнз, известный коллекционер работ Матисса, заказал настенную декорацию для своего частного музея. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы. В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин — формы уходили в пространство за рамкой. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).
40-е годы: Синтез противоположностей. В 1941 Матисс перенес тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). В 1944 его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.
В период 1946—1948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В конце 40-х Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца в Вансе, которая была спроектирована и построена на его деньги. В 1954 художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.