Уголок эстета

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уголок эстета » Общий форум по живописи » Натюрморт


Натюрморт

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Натюрморт


Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3f/Willem_Kalf_002.jpg/220px-Willem_Kalf_002.jpg
Виллем Кальф. Натюрморт с китайской супницей. 1660. Картинная галерея. Берлин

Отредактировано Луна (2011-04-20 13:54:37)

0

2

Нидерландский натюрморт XVII века
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fe/Henri_Fantin-Latour_003.jpg/220px-Henri_Fantin-Latour_003.jpg
Анри Фантен-Латур. Натюрморт с цветами и фруктами. 1865. Музей Орсе. Париж

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Willem_Claeszoon_Heda-_Still_Life_-_Vanitas.JPG/220px-Willem_Claeszoon_Heda-_Still_Life_-_Vanitas.JPG
Виллем Клас Хеда. Пример натюрморта на аллегорическую тему.

0

3

Цветочный натюрморт
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

0

4

Учёный натюрморт

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/75/Jan_Baptist_Weenix_-_Still_Life_with_a_Dead_Swan.jpg
Ян Баптист Веникс. «Натюрморт с мёртвым лебедем».
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

0

5

Виды и мастера нидерландского натюрморта

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/Jan_Davidszoon_de_Heem%2C_Still-life_with_Books_and_Skull_%28Vanitas%29.JPG
Ванитас Яна Давидса де Хема

    * Ранний цветочный натюрморт: Якоб де Гейн Младший, Амбросиус Босхарт Старший, Амбросиус Босхарт Младший.
    * Натюрморты типа «Завтраки» и «Сервированные столы»: Флорис ван Дейк, Клара Петерс, Ханс ван Эссен
    * Тональный натюрморт: Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Ян Янс ден Эйл, Ян Янс Трек, Ян Янс ван де Велде, Паулус ван ден Бос.
    * Учёный натюрморт: Давид Байли, Питер Стенвейк, Мария ван Остервейк.
    * Иллюзионистический натюрморт: Самюэл ван Хогстратен, Корнелис Бризе.
    * Роскошный натюрморт: Ян Давидс де Хем, Виллем Кальф, Абрахам ван Бейерен, Абрахам Миньон.
    * Поздний натюрморт: Виллем ван Алст, Ян Баптист Веникс, Ян ван Хёйсум

0

6

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/Afonina-Taisia-Still-life-with-Pussy-Willows-per02bw.jpg/220px-Afonina-Taisia-Still-life-with-Pussy-Willows-per02bw.jpg

Т. Афонина. Вербы. 1964

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

0

7

Русские натюрмористы

    * Хруцкий Иван Фомич (1810-1885)
    * Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
    * Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
    * Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
    * Альберти Петр Филиппович (1913-1994)
    * Антипова Евгения Петровна (1917-2009)
    * Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)
    * Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005)
    * Котьянц Геворк Вартанович (1906-1996)
    * Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2003)
    * Осипов Сергей Иванович (1915-1985)
    * Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)
    * Румянцева Капитолина Алексеевна (1925-2002)
    * Скуинь Елена Петровна (1909-1986)
    * Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991)
    * Шаманов Борис Иванович (1931-2008)

0

8

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Fruit_still_life_with_shells.jpg/800px-Fruit_still_life_with_shells.jpg

0

9

...

0

10

.....

0

11

....

0

12

...

0

13

....

0

14

....

0

15

.....

0

16

....

0

17

....

0

18

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/26._Bodeg%C3%B3n.jpg

Colección Carmen Thyssen Bornemisza

0

19

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Alexander_Kanoldt_Stilleben_mit_B%C3%BCchern_und_Kr%C3%BCgen.jpg
Alexander Kanoldt Stilleben mit Büchern und Krügen

0

20

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/3_Csend-%C3%89let-K%C3%A9p.jpg/500px-3_Csend-%C3%89let-K%C3%A9p.jpg
Csend-Élet-Kép

0

21

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/de/Alexander_Kanoldt_Stilleben_mit_Gummibaum.jpg
Alexander Kanoldt Stilleben mit Gummibaum

0

22

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Alexander_Kanoldt_Stilleben_mit_Kanne_Blumen_und_B%C3%BCchern_1918.jpg

0


Вы здесь » Уголок эстета » Общий форум по живописи » Натюрморт


Создать форум.