Каспар Давид Фридрих
Каспар Давид Фридрих (Friedrich, Kaspar David) (1774-1840) - немецкий живописец, представитель романтического пейзажа.
В 1794-1798 годах Фридрих учился в копенгагенской Академии художеств, затем работал в Дрездене.
Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Фридрих изображал, как правило, поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с человеческими фигурами, как бы затерянными среди природы. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое.
Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (“Пейзаж с радугой”, 1809, Веймар; “Двое, созерцающие луну”, 1819, Картинная галерея, Дрезден). Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного (“Месса в готической руине”, 1819, Национальная галерея, Берлин; “Гибель «Надежды» во льдах”, 1822, Кунстхалле, Гамбург).
Природа стала главным объектом изображения художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездене. В своих пейзажах художник выражал чувство преклонения перед величием природы, а также переживания, полные мрачного раздумья и пессимизма. Излюбленные мотивы пейзажей Фридриха — пустынные скалистые громады, которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свою материальность, превращаясь в подобие миражей, — «Горный пейзаж» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина).
В картинах Каспара Давида Фридриха находят отражение и борьба немецкого народа против наполеоновского завоевания — «Могила Арминия» (1813) и растущая реакция, сковывающая творческие силы нации, — «Гибель корабля «Надежда» во льдах» (1822, обе картины — Гамбург, Кунстхалле). Человек в пейзажах Фридриха — маленькая одинокая фигурка, затерянная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцающий туманные дали, уносящийся в мечту, — «Двое, созерцающие луну», (1819—1820 годы, Дрезден, Картинная галерея).
Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтичны залитые солнцем «Луга под Грейфсвальдом» (1820—1830, Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков. Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 века.