Римская литература под влиянием Греции
Подготовленная чисто национальными произведениями словесности и достаточным развитием письменности, Р. литература, в начале VI столетия Рима, вступает в совершенно новый фазис. Войны, которые Рим вел с Тарентом и другими греческими городами Южной Италии, не только ознакомили массу римского народа с высоким культурным развитием эллинской жизни, но и привели в Рим, в качестве пленных, немало греков, обладавших литературным образованием. Одним из них был Ливий Андроник из Тарента, привезенный, в качестве пленника, М. Ливием Салинатором, от которого он и получил свое римское имя. Занимаясь в Риме преподаванием греческого и латинского языков, он перевел на латинский язык, в качестве учебной книги, «Одиссею» Гомера и стал писать пьесы для театральных представлений. С первой из таких пьес, переведенной или переделанной с греческого, он выступил на второй год после окончания 1-й пунической войны, то есть в 514 г. от основания Рима (240 до н. э.). Этот год, отмеченный и древними писателями, считается началом римской литературы в строгом смысле слова. Сохранившиеся незначительные отрывки из перевода «Одиссеи» и драматических произведений Ливия Андроника показывают, что он недостаточно знал латинский язык; судя по отзывам о нём, как писателе, Цицерона и Ливия, он был вообще плохой писатель. Его «Одиссея» представлялась Цицерону чем-то допотопным, opus aliquod Daedali, а сочиненный им по случаю благоприятного поворота 2-й пунической войны религиозный гимн вызывает у Т. Ливия выражение: abhorrens et inconditum carmen. Тем не менее, его литературная деятельность положила начало перевороту, который, захватывая все больше и больше духовную деятельность римского народа, довел Р. литературу до классической законченности и придал ей всемирное значение.
Поэзия
Гней Невий
Вызванный Ливием Андроником интерес к изучению произведений греческой литературы немедленно отозвался появлением на литературном поприще людей с истинным дарованием и уже кровных латинян. Таков был Гней Невий (480—550 гг. от основания Рима, 274—204 гг. до н. э.), обладавший несомненным комическим дарованием и владевший такой мастерской латинской речью (об этом свидетельствуют и сохранившиеся отрывки его комедий и эпической поэмы), что она ещё в век Цицерона приводила в восхищение любителей чистоты латинского языка. Особенно ценилась его эпическая поэма: «О первой пунической войне» (Bellum punicum), которая, по словам Горация (Epist., II, 1, 53), читалась всеми даже в его век, то есть в век «Энеиды». Среди своих современников Невий возбуждал наибольший интерес переделанными с греческого комедиями, за смелость которых он подвергся преследованиям со стороны сильной тогда фамилии Метеллов, был посажен в тюрьму и умер в изгнании. Этот талантливый поэт, писавший таким прелестным языком, что смерть его, по его собственному выражению, непременно оплакивали бы музы, если бы бессмертным подобало плакать над смертными, и уверявший, что после него забудут в Риме и говорить по-латыни, был хронологически лишь второй представитель римской поэзии, выступивший на литературную сцену всего пять лет спустя после того, как тарентский грек написал первую латинскую пьесу по греческому образцу. Это ясно указывает на то, как значительно была подготовлена в Риме почва для литературного развития предшествующим национальным периодом.
Плавт
За Невием следовал непосредственно Плавт, начавший свою деятельность ещё при Невии и возведший подражательную комедию на высшую степень развития. Это — талант первоклассный, представивший собой наиболее яркое свидетельство особенной способности латинского гения к драматическому искусству, а именно в области комедии.
Энний
Рядом с Плавтом (около 500—570 гг. от основания Рима, 254—184 гг. до н. э.) жил и действовал другой первостепенный талант, эпическая поэма которого, «Летопись» (Annales), вплоть до «Энеиды» Вергилия не знала соперников. Это был Кв. Энний (515—585 гг. от основания Рима, 239—169 гг. до н. э.), происходивший из южно-италийского города Рудий (в Калабрии). В нём вовсе не было латинской крови; латинскому языку он выучился впоследствии. Тем не менее, Энний не только был одним из наиболее видных писателей на всем протяжении Р. литературы, но и стал в ней реформатором, определившим внешнюю форму Р. поэзии на все последующее время.
Он преобразовал латинский стих, подчинив его новому в Р. литературе метрическому принципу, основанному на сочетании слогов долгих и коротких — принципу, усвоенному греческой поэзией с самых первых дней её существования. До Энния римляне знали только свой национальный сатурнический стих, не делавший строгого различия между долгими и короткими слогами и допускавший в значительной степени власть ударения. Этим стихом, унаследованным от национального периода литературы, передал на латинский язык «Одиссею» Ливий Андроник; им же писал свою эпическую поэму Невий. Воспроизводя в своих трагедиях и комедиях греческий драматический ямбохореический размер, эти писатели не стеснялись употреблением долгих слогов, как коротких, и коротких, как долгих, смотря по надобности.
Правила просодии до Энния установлены не были; он создает долготу по положению и своим тонким чутьем определяет природную долготу там, где она ясно не сказывалась. Это дало ему возможность написать свою поэтическую историю Р. народа (в 18 книгах) стихом поэм Гомера — гекзаметром, который с той поры и стал неизменным стихом эпической поэзии в Риме во все время её существования.
Вместе с тем стал мало-помалу устанавливаться и в других областях поэзии более строгий размер, в лирической поэзии доведенный до полной просодической определенности лишь в произведениях Горация. Влияние Энния на Р. литературу было огромное. Он ввел её окончательно в круг форм и идей греческой литературы, приноровив к Р. поэзии разные греческие метры, соответственно разным видам поэтического творчества, и распространив воззрения греческой философии на разные вопросы жизни и мысли. Эти воззрения он проводил в Р. общество не только многочисленными трагедиями (более 20), которые он заимствовал или переделывал по преимуществу из Еврипида, но и целым рядом стихотворных философских трактатов; наиболее важны из них дидактические поэмы «Эпихарм» (Epicharmus), где излагается эпикурейский взгляд на природу, и «Евгемер» (Euhemerus), где кощунственно излагаются мифы о богах, что не могло не зародить в молодом поколении известного вольнодумства по отношению к религии. Эннием же, посредством его эпической поэмы, были популяризованы греческие легенды, с троянской теорией во главе, по отношению к происхождению Рима и его древнейшей истории.
Плавт и Энний представляют собой самые крупные литературные фигуры в поэзии VI в. от основания Рима, всецело связанной с подражанием греческим образцам и с заимствованиями, особенно в драматической поэзии, из греческой литературы, с переработкой их, сообразно с личным талантом писателя, в более или менее национальном духе. У Невия и Плавта этот национальный дух сказывался больше, у Ливия Андроника и Энния, как людей другого происхождения — меньше.
Цецилий и Теренций
Греческим колоритом отличаются и произведения двух крупнейших после Плавта комиков VI столетия, Цецилия (умер в 586 г. Рима, 168 г. до н. э.) и Теренция (умер в 595 г. Рима, 159 г. до н. э.), стремившихся к тому, чтобы быть как можно более верными своим образцам, из которых особенно любимым был Менандр. Самостоятельность, какую дозволял себе Теренций, заключалась в контаминации, то есть слиянии двух комедий греческого автора в одну. Так как в римской комедии VI столетия выступавшие на сцену лица действовали на греческой почве и ходили в греческом костюме, то у римских грамматиков такая комедия получила название комедии плаща, comoedia или fabula palliata (от pallium — греч. плащ), — название, утвердившееся и у историков литературы нового времени, подобно названию комедии тоги, com. или fab. togata, прилагаемому к появившейся в следующем столетии Рима комедии с римскими именами и с национальным костюмом (тогой).