Портрет Дориана Грея (фильм, 1945)
Экранизация знаменитого романа Оскара Уайльда. Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями. Премия «Оскар» за лучшую операторскую работу в чёрно-белом фильме за 1945 год Харри Стрэдлингу-старшему.
Сюжет
Лорд Генри Уоттон, посвятивший себя «великой науке ничегонеделания» и развлекающийся наблюдениями за чувствами других, приезжает к своему другу — художнику Бэзилу Хуолворду. Оттолкнув слугу, Генри буквально врывается в мастерскую и видит, что Бэзил работает над портретом прекрасного юноши. Лорд просто восхищен. Он признает эту картину лучшей из всего, написанного Бэзилом, и советует послать её на выставку. Бэзил отказывается, сказав, что вложил в эту картину слишком много себя. Генри решил вытянуть из друга как можно больше о изображенном на портрете юноше. Бэзил отвечает неохотно. Он не хочет, чтобы Генри познакомился с натурщиком, — боится дурного влияния лорда. В ответ Генри выступает с тирадой на тему «дурного влияния не существует». Когда Бэзил проговаривается, что его натурщика зовут Дориан Грей, лорд Генри сразу вспоминает, что уже слышал это имя от своей тети Агаты, — Дориан хотел помогать ей с благотворительностью. Генри представил себе весьма непривлекательного юношу и стал избегать знакомств, но теперь рад, что ошибся.
Из мастерской доносятся звуки музыки. Это Дориан Грей решил немного развлечься перед сеансом позирования, который скорее всего станет последним. Бэзил и Генри идут в студию. Дориан просит у Бэзила ноты пьесы, которую только что играл, чтобы разучить. Художник соглашается, но если натурщик будет хорошо позировать. Потом Бэзил просит Генри уйти. Необходимо закончить портрет. Лорд, которого явно заинтересовал молодой человек, просит разрешения остаться. Бэзил ведь сам говорит, что любит, когда с его моделями разговаривают. Решающее слово оказывается за Дорианом, который просит Генри остаться. Генри тут же начинает приобщать нового знакомого к своей философии наслаждения, попутно ловя бабочку.
Наконец портрет закончен. Появляется племянница Бэзила — Глэдис. Она ставит первую букву своего имени под подписью дяди на картине. Лорд Генри задает девочке провокационный вопрос: кто ей больше нравится, Дориан или его портрет. Глэдис отвечает, что Дориан. На это лорд говорит, что Глэдис передумает, когда станет юной леди, а Дориан постареет. Глэдис заявляет, что Дориан не постареет никогда.
Увидев портрет, Дориан выражает странное желание: чтобы портрет старел вместо него. За это красавец готов даже душу отдать. Бэзил советует Дориану осторожнее выражать такие желания в присутствии статуэтки кошки. Это изображение одного из семидесяти трех божеств Египта и она может выполнять желания. Бэзил говорит, что как только картину вставят в раму и покроют лаком, её тут же отошлют Дориану.
Под впечатлением от речей лорда Генри Дориан стал искать развлечений и в конце концов забрел в варьете «Две черепахи». Там он познакомился с певицей Сибиллой Вейн. Девушка, которая «горда и ни с кем не знакомится», сделала для Дориана исключение. Между молодыми людьми завязываются отношения. Это нравится матери Сибиллы, которой когда-то «самой почти удалось выйти замуж за джентльмена», но раздражает брата девушки — Джеймса. Он готовится уплыть в Австралию и просит мать хорошо присматривать за Сибиллой.
На одном из светских приемов Дориан признается Генри, что влюблен и вскоре ведет его и Бэзила посмореть, как Сибилла поет свою коронную «Маленькую желтую птичку». Оба знакомых Дориана просто очарованы девушкой, но лорд Генри советует Дориану проверить нравственность своей невесты: пригласить к себе домой и попытаться соблазнить. При этом лорд дает Дориану подробную инструкцию, когда пустить в ход галантность, а когда — холодность. Дориан так и делает и добивается своего. Сибилла не смогла устоять.
Утром Дориан пишет ей полное разочарования письмо, в котором сообщает о разрыве и своем отъезде, запрещает искать себя и посылает в качестве утешения немного денег. Разочаровавшись в своей первой любви, Дориан решает немного отвлечься и отправляется в очередную прогулку по не самым респектабельным районам Лондона. Утром, вернувшись, он замечает, что портрет изменился, — выражение лица стало злым. Сначала Дориан принял это за игру воображения, но взглянув на портрет уже утром, понял, что перемена действительно произошла. Дориан догадался, что его неосторожно высказанное желание сбылось. Портрет станет зеркалом его души. Дориан решил больше не давать картине повода для упреков. Он решил помириться с Сибиллой и написал её длинное письмо с извинениями. Однако когда Дориан его закончил, появился лорд Генри и сообщил ужасную новость, — Сибилла покончила с собой. Публике все будет представлено, как несчастный случай, и лорд Генри посоветовал Дориану не впутываться в это дело, чтобы не погубить свою репутацию. Лорд зовет Дориана в оперу, где собирается познакомить со своей сестрой.
На следующий день Дориана навещает Бэзил. Художник был очень удивлен, узнав, что Дориан был в опере, когда его возлюбленная лежала мертвой, а сегодня может беззаботно завтракать. Дориан оправдался тем, что действительно сильно страдал, но, как сильная личность, быстро справился со своими чувствами и не может пережить их вновь. Бэзил удивлен переменой, но рад, что Дориан не страдает. Перед уходом художник хочет взглянуть на портрет. Он собирается послать его на выставку. Дориан запрещает Бэзилу это и не разрешает даже тронуть ширму, которой временно закрыл роковую картину. Бэзил соглашается, дабы не терять дружбу Дориана. После ухода художника Дориан наконец придумал, куда деть свой портрет — в старую классную комнату наверху. Вскоре после переноса картины Дориан рассчитывает старых слуг и нанимает новых, которым ничего не известно о картине. Тайна похоронена.
Прошло двадцать лет. Дориан оставался все таким же молодым и красивым. Репутация его была уже несколько запятнанной, — ходили слухи, что этот красавец посещает портовые притоны. Некоторые даже отказывались общаться с Дорианом. А тот в свою очередь постепенно влюблялся в Глэдис, которая превратилась из девочки в прекрасную молодую женщину. И чувства эти были взаимны, несмотря на то, что Глэдис интересовался другой юноша — Дэвид Стоун. Бэзилу не нравилось увлечение племянницы Дорианом, но девушка и слышать ничего не хотела. Она была очень своенравна и даже намеревалась сама сделать Дориану предложение на очередном приеме в его особняке. После выступления балийской танцовщицы Дориан и Глэдис уединяются и радушный хозяин дарит девушке роскошное колье, а также говорит, что не может жениться на ней, — это было бы преступлением.
Через некоторое время Дориан, возвращающийся поздно из клуба, сталкивается с Бэзилом. Оказывается, тот долго ждал его, но потом сжалился над слугой, отослал того спать и сам ушел. Бэзил собирался серьёзно поговорить с Дорианом насчет Глэдис перед тем, как уехать во Францию и запереться в мастерской на несколько месцев, дабы нарисовать задуманную картину. Дориан снова приводит Бэзила к себе. Начинается довольно неприятный разговор. Бэзил перечисляет все случившиеся с друзьями Дориана несчастья. Дориан отрицает то, что способствовал падению этих людей. Бэзил говорит, что и сам не верит сплетням, но сомневается, что достаточно хорошо знает Дориана. «Ведь для этого я должен увидеть твою душу». Дориан предлает Бэзилу заглянуть в дневник, который хранится в комнате наверху. Бэзил не в настроении долго читать, плюс он опаздывает на поезд, но Дориан переубеждает его, приводит в классную комнату и показывает преображенный портрет. Бэзил в ужасе. Он с трудом узнает свою работу и понимает, что если Дориан превратился в ТАКОЕ, то он ещё хуже, чем о нем говорят. Дорианом овладевает страх, что Бэзил расскажет все Глэдис. Он хватает нож и убивает художника.
Теперь нужно отвести от себя подозрения. Это будет легко. Все считают, что Бэзил уехал из страны и хватятся его не раньше, чем через месяц. Единственный оставшийся в доме слуга (остальные в Селби — имении Дориана — готовят праздник) видел как Бэзил ушел, но не видел, как вернулся. Надо лишь уничтожить труп. Дориан заставил это сделать знакомого химика — Алана Кемпбэла, сначала уговорами, а потом шантажом (угрозой разглашения некоей позорной тайны).
Вскоре Дориан делает предложение Глэдис (прямо на очередном званом обеде) и искренне сочувствует, видя, как девушка беспокоится из-за пропавшего дяди. Дориан узнает, что Алан Кемпбэл покончил с собой и решил тоже забыться, правда другим способом — отправился в опиумный притон. Но отключиться не получилось. Сначала Дориан встретил бывшего друга, которого сам подсадил на наркотики, а потом чуть не погиб от руки Джеймса Вейна — брата Сибиллы, все эти годы лелеявшего мечту о мести. Дориану удается избежать расправы (Джеймс искал сорокалетнего мужчину, а Дориан выглядел двадцатилетним юношей). Однако он не учел одного — в притоне был человек, который хорошо его знал и с радостью сообщил Джеймсу истинный возраст, настоящее имя и адрес «сэра Тристана» (так звала Дориана Сибилла в честь героя любимого рыцарского романа).
Дориан уехал в Селби, куда вскоре собрались гости праздновать его 38-летие. Охота оказалась не слишком удачной. Когда один из гостей хотел подстрелить зайца, Дориан неожиданно вступился за животное, и весь заряд дроби достался какому-то человеку. Сначала все думали, что это один из егерей, но потом слуга сообщил Дориану, что это незнакомец и судя по всему моряк. Дориан бросился в конюшню, куда увезли тело, и убедился, что это был Джеймс Вейн.
Вроде можно жить спокойно. Но Дориана начала мучить совесть. Он спешно уехал в Лондон, оставив Глэдис письмо с объявлением о расторжении помолвки. По пути он встретился с Дэвидом Стоуном. Тот ехал сообщить то, что смог узнать о Дориане, через подкупленных слуг. Юноша во что бы то ни стало хотел помешать свадьбе своей любимой с Дорианом, поэтому, подкупив слуг, пробрался в классную комнату в надежде найти там компромат, но нашел лишь портрет какого-то ужасного человека, явно нарисованный Бэзилом Холлуордом. Узнав, что под подписью дяди стоит её инициал, Глэдис сразу догадалсь, что это за картина, и вместе с лордом Генри и Дэвидом, сообщившим им о странной картине, решила вернуться в Лондон.
Тем временем Дориан в классной комнате взглянул на картину и увидел, что лицо стало не так ужасно. На нем отразилось то, что Дориан сделал доброе дело — пожалел Глэдис. Дориан твердо решил зажить праведной жизнью, уехать подальше, а злосчастный портрет уничтожить. Но как только он вонзил нож в картину, умер сам. Портрет снова стал прекрасным, а труп Дориана безобразным. Таким его и нашли лорд Генри, Глэдис и Дэвид.
Заканчивается фильм прекрасным стихотворением Омара Хаяма «Послал я душу сквозь незримое узнать, что ждет нас у загробных врат. Душа, вернувшись, отвечала: „Знай, я есть и рай, и ад“».