Тао Юань-мин
365—427
Тао Юаньмин (другое имя - Тао Цянь) (365—427 гг.) по праву считается одним из величайших поэтов Китая. В своем творчестве он в полной мере использовал достоинства авторской поэзии своих предшественников (Цао Цао, Цао Чжи, Жуань Цзи и др.), но отверг, процветавшее в его время поэтическое эпигонство, признающее за возвышенную поэзию, лишь ту, которая наполнена историческими образами и философскими реминисценциями конфуцианского толка. Предпочел поэтическое отражение простых чувств: житейских радостей и горестей, дружбы, единения с природой и восхищения ею. Вместе со своими современниками (например Се Линъюном и другими представителями поэзии "Гор и вод") фактически определил дальнейшее развитие традиционной китайской поэзии, достигшей своих высочайших вершин при династиях Тан и Сун.
С 29 лет служил на незначительных должностях, в 41 год окончательно порвал со службой и обратился к крестьянскому труду. Поэзия Т. Ю.-м. посвящена борьбе за разрыв с чиновничьей карьерой, воспеванию независимой жизни. Сохранилось 160 его стихотворений, а также несколько прозопоэтических сочинений, среди которых - "Домой, к себе". Традиционные по форме четырёхсловные и пятисловные стихи Т. Ю.-м., нередко отмеченные традиционным содержанием (привычные исторические темы, подражание древним), в то же время ввели читателя в новый мир ясности и бескомпромиссности мыслей и чувств. Его произведения насыщены нравственными проблемами; они, как правило, - отклик на современные поэту события, объяснение его взглядов на жизнь, которые сводились к следующему: человек на протяжении своего земного существования должен быть нравственным и творить добро. Многие стихи Т. Ю.-м. - образцы глубины, многослойности поэтической мысли. Одно из самых известных его произведений - утопическая фантазия "Персиковый источник". Т. Ю.-м. оказал большое влияние на кит. поэзию и поэзию сопредельных стран.