предисловие
Публикуемые переводы представляют собой часть большого исторического произведения первого китайского историка, прозванного «отцом китайской истории», — Сыма Цяня. Автор этого огромного «труда, называющегося «Исторические записки» (Шицзи) и состоящего из 130 глав, жил во II-I веках до нашей эры, в период господства династии старшей (или первой) Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.). Жизнь великого китайского историка по времени совпала с длительным царствованием одного из наиболее известных императоров Ханьской династии — У-ди (140-87 гг. до н. э.). Это был период наивысшего расцвета деспотии Хань.
У-ди во внутренней политике не останавливался перед жестокостью и террором для укрепления и централизации власти. Он провел целый ряд экономических и политических мероприятий, направленных на ограничение и ослабление позиций наследственной земельной аристократии. К числу этих мероприятий относятся: раздел земельных владений аристократии между всеми наследниками, то есть уничтожение майората, что привело к дроблению владений феодальной аристократии и ослаблению ее экономической мощи; установление политического контроля над владениями знати путем отправления туда постоянных резидентов и систематических поездок инспекторов — представителей центральной императорской власти. У-ди применял и более решительные меры в случае сопротивления феодальной знати, прибегая к конфискации их земельных владений и физическому уничтожению некоторых князей.
В борьбе с феодальной наследственной аристократией, стремившейся к децентрализации власти, У-ди опирался на довольно широкие торговые слои, крупных солеваров, плавщиков металла, добытчиков горной руды, то есть на так называемую имущественную знать, а также на военное сословие.
В период правления У-ди широко практиковалась продажа титулов знатности и права на занятие государственных должностей. За определенное количество зерна, скота или рабов можно было получить тот или иной титул знатности или назначение на должность.
В результате этого крупные торговцы-ростовщики, владельцы солеваренных промыслов и железоплавильных мастерских, представители так называемых «сильных семей», получили доступ в государственный аппарат и стали опорой деспотии. Наконец, У-ди опирался на значительные слои феодальной интеллигенции, ученых различных направлений, среди которых господствующее положение заняли конфуцианцы.
Конфуцианство, как одно из древних идеологических течений, зародилось в Китае в VI-V веках до нашей эры, но в то время оно не было господствующим учением, ему пришлось вести упорную борьбу с другими философскими школами, главным образом с даосизмом и со школой законников, или легистов (Фа-цзя).
Лишь при У-ди конфуцианство было признано официальной господствующей идеологией, и с тех пор оно стало незыблемой идеологической основой китайского феодализма.
Конфуцианские идеи священности особы императора, управляющего якобы по повелению неба, учение о «выправлении имен», согласно которому каждый должен знать свое место в обществе («государь будь государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном»), конфуцианская проповедь беспрекословной покорности народа власть имущим, оправдание классового неравенства и насилия — все это соответствовало интересам Ханьской династии и господствовавшего класса феодалов в целом.
У-ди, как никто другой, понял значение конфуцианства и возможность его использования для укрепления деспотической власти. Но У-ди использовал не только идеологию, освящавшую власть единодержавного правителя, он широко применял и меры принуждения для того, чтобы держать в узде всех непокорных и инакомыслящих. Этой цели служил суровый кодекс законов. Он состоял из 159 статей, по которым многие преступления карались смертной казнью.