Роза Бонёр
Rosa Bonheur, E. L. Dubufe
Роза Бонёр - французская художница-анималистка 19 века.
Роза родилась в 1822 году в насквозь интеллигентной семье: мать - учительница музыки, отец - художник, а также социалист и сторонник равноправия полов (а вдобавок еще и друг Гойи). Трое братьев Розы тоже подались в изящные искусства, а вот с Розой родителям пришлось помучиться - в детстве это был электровеник. Из-за отвязного поведения девочку исключили из нескольких школ, так что пришлось обучать ее на дому. Чтобы выучить дочку читать и писать, мама предлагала ей рисовать животных к каждой букве алфавита, и, по словам Бонер, именно с этого и началось ее увлечение живописью. Отец давал Розе уроки рисования и водил ее в Лувр, где она делала копии с полотен известных живописцев. Не меньше, чем в Лувр, ее привлекали скотобойни - там она начала изучать анатомию животных, а уже затем сама делала вскрытия в Национальном ветеринарном институте.
О таланте м-ль Бонер пошла слава по всему Парижу. Впервые она выставила свои картины в 1841 году в Бордо, а в 1848 году получила заказ на монументальное полотно "Пашущие волы". В 1853 году в Салоне произвела фурор картина "Ярмарка лошадей". Полотно приобрел в 1887 году американский миллионер Корнелиус Вандербильт, пожертвовавший его затем нью-йоркскому музею (в настоящее время картина хранится в Метрополитене).
Бонер наведывалась в Англию, где ее привечала сама Виктория: королева даже попросила устроить в Виндзоре частный показ "Ярмарки лодашей" - лошадник лошадника завсегда поймет! Еще больше королеве понравились картины, которые Бонер написала под впечатлением от шотландского высокогорья. Соотечественники тоже не скупились на славословия, и в 1865 году императрица Евгения наградила Бонер Орденом Почетного Легиона.
При этом, Роза прослыла особой более чем эксцентричной. Она курила сигареты и, главное, носила мужское платье. Интересно, что за разрешением носить мужской костюм француженкам приходилось обращаться в полицию. Нужно было предоставить объяснение столь странному выбору туалета: например, журналистка получала разрешение, если могла доказать, что ей приходится бывать в трущобах и в мужском платье к ней не будут приставать. Бонер без особого труда получила разрешение, ведь в брюках удобнее бегать за коровами и выслеживать наиболее живописных овец.
А еще м-ль Бонер предпочитала дамское общество. Почти 40 лет прожила с подругой детства Натали Мика. В 1860 году она приобрела небольшую усадьбу - домик и ферма - возле Фонтенбло, и поселилась там с Натали и ее вдовой матушкой. Матушка вела хозяйство, Натали приводила в порядок мастерскую и занималась коммерческими вопросами, а Роза творила. После кончины Натали в 1875 году Роза затосковала надолго. Но в 1890-х счастье вновь ей улыбнулось - во время турне по США она повстречала американскую художницу Анну Клумпке (кстати, сестру доволно известного астронома). Бонер на тот момент было 77, Клумпке - 43.
Бонер и Клумпке
Женщины поселились вместе в усадьбе Бонер - друг другу на радость, публике на умиление. На фоне остальной богемы Бонер выглядела особой строжайших нравов, поскольку мужчин к себе близко не подпускала. Свою ориентацию Бонер вообще не разглашала. После смерти Розы в 1899 году Анна осталась ее наследницей и душеприказчицей, и впоследствии написала ее биографию.
Источники информации
Between Women: Friendship, Desire, and Marriage in Victorian England by Sharon Marcus
Wikipedia
http://ringlingdocents.org/bonheurbio.htm
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/