Эгейское искусство как основа древнегреческой культуры
Древнегреческое искусство обладает своей предысторией и началом. Археологические раскопки, проведенные в начале двадцатого столетия, показали, что античная древняя живопись, как и многие виды искусства, зародилась на острове Крит в конце третьего тысячелетия до н. э. Культура этого времени была названа крито-микенской, или эгейской.
Первые сведения о существовании эгейского искусства были найдены в 1880-х гг. исследователем Г. Шлиманом, занимавшимся раскопками на территории Тиринфы и Микен. После смерти Шлимана новые поиски произведений эгейского искусства были проведены Артуром Эвансом, сумевшим обнаружить остатки древних зданий, названных «Кносским дворцом». Эти постройки были сооружены в виде своеобразного лабиринта, в котором комнаты связывались коридорами и лестницами, расположенными на разном уровне, а некоторые помещения располагались глубоко под землей.
В дворце сохранилось огромное количество уникальных древних росписей. Многие живописные произведения этой находки содержали изображения свирепого или спокойно пасущегося быка. По всей видимости, это животное в жизни критян играло значительную роль. Некоторые кносские керамические изделия и фрески содержали рисунки топора-лабриса. Многие дворцовые росписи сильно пострадали во время землетрясения и пожара, однако благодаря уцелевшим фрагментам, большая часть была восстановлена.
Фигурными рисунками и узорами были покрыты стены залов дворца. Порой изображения помещались даже на потолках. Наиболее значимым и красивым был так называемый тронный зал – его красно-розовые стены были украшены изображениями грифонов в окружении цветущих лилий.
Крито-микенская древняя живопись имела практически одинаковые мотивы с древнеегипетским искусством. Художники нередко использовали изображения сцен охоты на львов, а также кошек, ловящих птиц. Это можно объяснить тесными торговыми связями критян с Египтом. Но все же крито-микенская живопись существенно отличалась от египетской ассиметричными формами и прихотливым рисунком. Даже фрески, сохранившиеся в Кносском дворце, изображавшие торжественные шествия и культовые церемонии, отличались непревзойденной живостью и яркостью.
Большое количество древних крито-микенских росписей было посвящено пирам, детским играм, танцам и театральным представлениям. Такие сюжеты были совершенно непохожими на строгие изображения египетских величественных сфинксов. Нередко художники изображали женские портреты, названные современными исследователями «придворными дамами» или «дамами в голубом». Вероятно, мастера писали жриц и богинь, однако они имели больше схожего со светскими аристократками, одетыми в яркие платья. В их изысканных прическах были диадемы, а ухоженные руки и изящные шеи украшались драгоценностями.
В конце шестнадцатого века до н. э. на территории Крита произошла страшнейшая катастрофа – некогда цветущие города были превращены в руины. Причиной разрухи считается какое-то стихийное бедствие, вероятно, землетрясение.