Успех и признание
По мере совершенствования своего мастерства, Мурильо в 50-е годы 17-го века все более оттачивает привлекавшую его гамму золотистых и серебристых тонов, стремясь передать воздушную дымку, пронизанную светом. Карьера мастера постепенно набирает обороты. Уже в 1656 году он получил звание первого живописца родной Севильи за большую картину «Видение св. Антония Падуанского», исполненную для алтаря севильского собора. Все восхищались тем, как виртуозно выписан поток света, к которому протягивает свои руки монах Антоний Падуанский, увидевший спускающегося с неба младенца Иисуса.
Современники превозносили Мурильо: его стали называть «севильским Апеллесом», сравнивая с великим живописцем древней Греции, и даже ставили выше самого Тициана. На рубеже 50-60-х годов было создано произведение «Благовещение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В нём мы можем видеть ещё более тонкую проработку света и цвета, чем в картине «Мальчике с собакой». Ангел, только что спустившийся к Марии с благой вестью о том, что ей суждено стать матерью Сына Божия, преклонил перед нею колени.
Вместе с ангелом, в скромную комнату как будто вошло и небо в виде легкого облака, размыв очертания стен и окутав дымкой колонну. Четко видны лишь столик с лежащей на нём книгой, букет лилий в тонкой стеклянной вазе и плиты простого пола. Светлое покрывало на голове Марии, и её плечи сливаются с облаком. Очень тонко решен общий колорит картины. Основным цветовым пятном стал шарф ангела, карминно-красного цвета, с нежными переливами оттенков, легко развевающийся на фоне дымчато-серых облаков. Колористика шарфа прекрасно сочетается с фиолетово-серой одеждой ангела и золотисто-желтой корзинкой, стоящей на полу, и даже с нежно-голубой подушкой в ней. Второй вариант картины находится в музее Прадо, в Мадриде, но на нём часть ступни ангела и часть вазы с цветами обрезаны краями холста, что значительно искажает композицию произведения.
Живописец, как истинный сын своей земли, неоднократно обращался к образу Мадонны и воспевал красоту женщин Севильи. Андалузцы называли свою землю «краем Марии Пречистой». Именно Дева Мария была покровительницей Севильи, а также всех городов и сел Андалузии. Простой народ чтил её как заступницу, слагал о ней песни, сказки и легенды. В народной поэзии Мадонна всегда была красавицей с большими глазами и нежными белыми ручками. Ею любуются и люди, и деревья, и солнце, и море и ручьи. В произведениях Мурильо Мария также всегда большеглазая, грациозная, нежная и стройная женщина, в отличие от произведений многих испанских мастеров, которые видели в Мадонне, прежде всего мать, со скромно опущенными глазами, смотрящими на её дитя.
Самые знаменитые мадонны Мурильо: «Мадонна с младенцем» (Флоренция, Уффици), «Мадонна с четками» (Мадрид, Прадо), «Мадонна с младенцем», имеющая второе название - «Мадонна с салфеткой» (Севилья, Музей изящных искусств) и «Мадонна с младенцем», известная также под названием «Цыганская мадонна» (Рим, галерея Корсини). Всеми этими очаровательными женщинами, смотрящими на зрителя, можно ещё и любоваться, а не только молиться им. Прелестный образ Мадонны встречается у художника в различных сюжетах: «Непорочное зачатие», «Благовещение», «Поклонение пастухов», «Отдых на пути в Египет», «Бегство в Египет», «Святое семейство», «Взятие мадонны на небо», и многих других, как написанных по заказу церкви, так и созданных для других заказчиков.
Композиции произведений Мурильо, написанных по заказу Католической церкви отличаются сочетанием спокойной торжественности религиозного полотна с жанровыми мотивами, вносящими в него теплоту и задушевность простой человеческой жизни. Такова работа «Отдых на пути в Египет». Здесь мы видим безмятежный сон младенца, заботливый жест материнской руки с открытой ладонью, оберегающей дитя, спокойное нежное лицо Марии, надежную сень дерева, под которым она расположилась на отдых. Неподалеку стоит Иосиф, придерживая мула. Милые любопытные ангелочки, боясь разбудить дитя, стоят, обнявшись поодаль.
Произведение удивительно гармонично: соотношение фигур и пейзажа, плавная текучесть мягких линий, теплые тона красного одеяния Мадонны в сочетании с темной коричневой одеждой Иосифа, деревьями, розовым тельцем младенца и прозрачной серебристой дымкой далеких отлогих холмов. Тщательное мастерское исполнение обычных вещей - аккуратно увязанных узлов, брошенной на них сверху соломенной шляпы Иосифа, бутыль в пустой тыкве, доказывает нам, насколько искусным мастером натюрморта был Мурильо. Никто из испанских мастеров так часто не обращался к апокрифическим сюжетам, как Мурильо. Они интересовали его не менее, чем классические сюжеты «Вознесения мадонны» и «Непорочного зачатия», множество примеров которых можно найти в музеях всего мира – в Прадо, В Эрмитаже, в Лувре, музеях Севильи и частных коллекциях. Апокрифы - это легенды, не допущенные официальное церковью в тексты четырех существовавших канонических евангелий: сказания об играх маленького Христа с его братьями (сыновьями Иосифа); о финиковой пальме, выросшей по мольбе Мадонны во время её пути в Египет; о нападении на святое семейство зверей и разбойников (дракона, волков, льва и леопарда); о воспитании мальчика Иисуса Иосифом; о детстве Марии и многие другие.
Характерным для севильской школы живописи было изображение Мадонны, улетающей в небо в сопровождении ангелов. Молодой Веласкес написал картину «Непорочное зачатие» (Лондон, Национальная галерея), показав на ней юную, вполне земную девочку с немного скуластым личиком, смущенно опустившую глаза. Как полагают многие историки искусства, она написана с Хуаны, дочери учителя Веласкеса - Франсиско Пачеко, ставшей впоследствии его женой. Внизу видны здания и улицы Севильи. Мурильо создал новый в испанской живописи образ Марии - юной, хрупкой, грациозной севильянки, парящей в облаках, плавно и легко поднимаясь ввысь. Именно таково хранящееся в Эрмитаже «Непорочное зачатие». Плотное серое облако, на котором весело резвятся маленькие ангелочки, уносит стоящую на нём Мадонну. Дева Мария стоит на нем, немного согнув одно колено, грациозно, только прикосновением пальцев, соединив ладони и аккуратно придерживая локтями клубящийся край плаща.
Полотно «Вознесение» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) написано несколькими годами позже. Лицо девочки сильно напоминает лицо Марии из «Непорочного зачатия», созданного художником для монастыря капуцинов и хранящееся в Севилье. Вероятно, обе картины были написаны мастером с одной модели. Мадонна одета в белое длинное платье, на её талии - золотистый поясок, шарф, накинутый на плечи, легко клубится в воздухе. Необычайно виртуозно передано плавное движение ввысь. Зрителю кажется, что он стоит внизу и его взгляд постепенно следует за возносящейся фигурой. Ангелочки играют у ног Марии, а один из них – смуглый темноволосый мальчуган - старается поддержать развевающийся плащ богоматери, взлетая к ней. Правая рука Мадонны поднята, голова чуть откинута, глаза подняты к небу.
Впечатление движения вверх достигается не одной лишь композицией. Мурильо показывает это устремление и богатой цветовой гаммой, и светом. Справа внизу - полная тьма - это покинутая земля. Поднимаясь вверх, фон становится светлее, прозрачней, тона легче, серебристее, в их дымке тонут силуэты летящих ангелов. К верхнему краю холста появляются более теплые золотистые тона, переливающиеся желтыми, палевыми и розовыми полутонами. Художник вновь пишет длинными косыми мазками, все сглажено, мягко, крылья ангелов лишь слегка тронуты белилами. Светотень прозрачна, переход тонов незаметен, а контуры фигур растворяются в воздухе.
Есть у Мурильо и другая Мадонна - хозяйка бедного дома, обычная жена ремесленника. В 18 веке Эрмитаж приобрёл полотно «Святое семейство», небольшой формат которой соответствует интимной трактовке сюжета. У плотника Иосифа настал час отдыха. Отложив работу, он взял ребёнка на руки, лицо отца спокойно и ласково. Дитя тянет ручки к матери, которая, оставила шитье, чтобы взять сына. Действие происходит, вероятно, мастерской, в которой зеленая занавеска отделяет рабочее пространство от жилья. Золотистый мягкий свет заполняет все пространство. Тонко решена красочная гамма работы: желтый плащ Иосифа и серый цвет его одежды, розовое платье Марии и лежащий на её коленях темно-синий плащ, бледно-желтый платок, белая пелена ребёнка и розовые оттенки умело согласованы и глубоко продуманы. Легкими, почти прозрачными длинными мазками создает художник свисающий край белой пелены и складки занавески, плетение же корзины, наоборот, написано короткими ударами кисти. Нехитрое хозяйство простого плотника - верстак с рубанком, пила, прислоненная к столу, и корзина с инструментами расположены на первом плане, но золотистый воздух комнаты смягчает их очертания, как будто растворяя в небесной дымке.
В 1660 году Мурильо стал президентом основанной им же самим Академии художеств в Севилье - вольной ассоциации художников, существовавшей на их же пожертвования. Он считал, что художник в первую очередь должен изучать натуру и следовать принятым на родине традициям искусства, а подражать античности. Его произведения отличались от работ Болонской Академии исключительно жанровыми мотивами, интересом к испанским народным типам и разработкой вопросов светотени и колористики.
Протектором Севильской Академии был маркиз Вильяманрике, для которого художник, в 1665-1670-х годах исполнил серию картин на сюжеты из жизни Иакова. Среди них можно выделить работы «Лестница Иакова» и «Благословение Иакова Исааком» (обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Это огромные декоративные произведения, предназначенные для украшения дворца. В обоих полотнах библейский сюжет как бы отодвинут на задний план. В картине «Благословении Иакова Исааком» сцене с участием главных героев отведено значительно меньшее место, чем остальному пейзажу с фигурами. Арка дома, в глубине которой мы видим на постели сидящего слепого старика Исаака, изображена справа. Рядом с ним стоит его жена Ревекка, а его Иаков стоит на коленях у ложа отца. Это рассказ о том, как умирающий Исаак хотел благословить Исава - своего старшего сына, которому планировал передать главенство в семье. Воспользовавшись слепотой мужа, Ревекка подвела к нему младшего сына, своего любимца - Иакова. Все персонажи очень характерны для Мурильо. Исаак - спокойный и благообразный старик, Ревекка - худощавая старая женщина, с впалыми щеками и острым носом. Такой тип женщин в картинах Мурильо часто встречается - это и Анна, мать Марии, и старые нищенки в сценах раздачи милостыни, и крестьянки в многочисленных «Поклонениях пастухов».