Мэн Хаожань
689-740
Мэн Хаожань 孟浩然 (689-740) родился в семье мелкого землевладельца в Сянъяне (пров. Хубэй). До 40 лет он учился, затем приехал в столицу, где пытался сдать экзамены, но потерпел неудачу. Однако в столице он познакомился с известными поэтами и видными чиновниками - Ван Чанлином и Ван Вэем. Они предложили составить ему протекцию по службе, однако ничего не вышло. По легенде, когда однажды Мэн Хоажань пришел к Ван Вэю в гости, к нему пожаловал император. Ван Вэй воспользовался случаем и рекомендовал Мэн Хаожаня императору. Но, когда император захотел встретиться с ним, Мэн Хаожань спрятался под кроватью и не вышел к нему. «Этот человек сам не хочет служить, что я могу поделать?» - сказал император. Из столицы поэт вернулся в родные места, поселился в бедном деревенском доме, и до самого конца жизни занимался лишь простым крестьянским трудом да сочинением стихов. Лишь на короткое время его жизнь изменилась, когда одного из его высокопоставленных друзей сослали в его края, тот взял его на службу своим помощником. Выше по должности он так и не поднялся, и прослужил недолго. Мэн Хаожань был беден, жил очень скромно и всю свою жизнь отдал литературе.
Мэн Хаожань оставил сравнительно большое литературное наследие – 260 стихотворений. Особенно он прославился пятисловными четверостишиями. Мэн Хаожань не признавал «дворцовый стиль» и вычурность слога, его стихи написаны простым языком. На него большое влияние оказало творчество Тао Юаньмина.Основные темы его поэзии – тема дружбы, вина, одинокой жизни на лоне природы. Пейзажная лирика Мэн Хаожаня пронизана настроениями отрешенности от мирской суеты, радости слияния с природой и изысканной печали. Огромное влияние на его творчество оказал чань-буддизм с его глубокой созерцательностью.
Уже современники назвали Мэн Хаожаня выдающимся поэтом-пейзажистом и ставили его в один ряд с великими Ван Вэем, Ли Бо и Ду Фу. Критики до сих пор спорят, кто их двух поэтов оказал большее воздействие на творчество другого: Ван Вэй или Мэн Хаожань.